Ямочный ремонт по струйно-инъекционной технологии
Любое инженерное сооружение, включая дорожные покрытия, обладает определенным сроком эксплуатации, который можно увеличить, если регулярно выполнять работы по его обслуживанию и устранению текущих проблем.
При этом одной из наиболее распространенных проблем с дорожными покрытиями является появление выбоин и трещин. Их возникновение обусловлено различными факторами (внешние воздействия, нагрузки, нарушения технологии укладки, использование некачественных материалов и прочее), но вне зависимости от причины такие дефекты нуждаются в устранении, поскольку это препятствует дальнейшему разрушению дорожного полотна.
Для устранения таких дефектов используют различные способы, но наиболее прогрессивным и экономным из них считается ремонт по струйно-инъекционной технологии (СИТ), поэтому мы рассмотрим, в каких случаях используется эта методика, оценим ее преимущества и изучим технологию выполнения.
В каких случаях используется технология?
СИТ применяется при заделке небольших трещин и выбоин (в пределах 40-60 см) и позволяет эффективно выровнять поверхность полотна с использованием минимального количества материалов. Обрабатываемый участок перед ремонтом тщательно очищают, а в особо сложных случаях промывают мощной струей воды, после чего качественно просушивают. На подготовленный участок наносят тонкий слой водно-битумной эмульсии (ВБЭ), укладывают мелкофракционный черный щебень и заливают его ВБЭ для обеспечения надежной сцепки всех компонентов. В случае необходимости готовая заплата дополнительно пересыпается тонким слоем мелкокалиберного белого щебня.
Применяют струйно-инъекционный метод только по отношению к дорогам с небольшой или средней транспортной загруженностью, поскольку на трассах с высокоинтенсивным движением, где регулярно проезжают тяжеловесный грузовой транспорт, заплатка быстро проседает или разрушается. В силу этого СИТ используют при ремонте малонагруженных дорог, пешеходных дорожек, тротуаров и прочих асфальтобетонных покрытий, где не предполагается интенсивная нагрузка.
Преимущества способа
К наиболее весомым достоинствам СИТ относится следующее:
- Всесезонность. Ремонт дорожного полотна таким способом можно выполнять при температурных параметрах в диапазоне от -15 до +40°C. Благодаря этому работы можно выполнять практически круглогодично, исключая ситуации, когда температура опускается ниже 15 градусов.
- Низкая стоимость ремонта в сравнении с другими технологиями. Экономность способа обусловлена простотой технологии и использованием минимального количества материалов.
- Оперативность. Благодаря отсутствию сложных процессов, на которые расходуется много времени, ремонт выполняется максимально быстро.
- Все манипуляции можно выполнить при помощи ремонтера или использовать для этих целей менее дорогое ручное оборудование (заливщики швов, гудронаторы, вибротрамбовки и прочее).
- При использовании ремонтера нет необходимости в дополнительном уплотнении заплатки.
- Отличная адгезия заплатки с основанием.
- Используется эмульсия в холодном виде, поэтому не нужно задействовать специальное оборудование для ее подогрева.
При выполнении ремонта СИТ нет необходимости в том, чтобы задействовать много работников и использовать сложную дорожно-строительную технику и оборудование.
Основные этапы ремонта по струйно-инъекционной методике
При выполнении ямочного ремонта по этой технологии работы выполняются в следующей последовательности:
- Обеспечение мер безопасности.
- Подготовка покрытия.
- Закладка щебня.
- Заливка щебня эмульсией.
- Уплотнение готовой заплатки.
Рассмотрим подробнее каждый из этапов выполнения ремонтных работ.
Обеспечение мер безопасности
При ремонте СИТ предпринимаются такие же меры, как и при осуществлении любых других дорожных работ. Разрабатывается временная схема движения и согласовывается со службой ГИБДД, после чего на месте работ устанавливаются соответствующие знаки, а восстанавливаемый участок ограждается барьерами.
Стоит отметить, что при выполнении работ по струйно-инъекционной технологии согласование действий с ОАТИ выполнять не нужно, поскольку при обработке полотна не предполагается сложное вмешательство в его структуру и проведение земляных работ.
Подготовка покрытия
С целью очистки трещин и выбоин от пыли и прочих посторонних элементов, обрабатываемый участок хорошо продувают воздуходувами или используют вакуумную очистку. В некоторых случаях возможна дополнительная очистка участка мощной струей воды, но после выполнения такой манипуляции место ремонта нуждается в дополнительной просушке.
После завершения подготовительного этапа на очищенную поверхность наносится слой водно-битумной эмульсии. Стоит отметить, что при использовании струйно-инъекционной технологии фрезерование поврежденного участка выполнять не нужно.
Закладка щебня
При осуществлении ремонта методом СИТ применяют щебень размером 5-10 мм, качество которого полностью соответствует определенным СНИПам и ГОСТам. Лучше не использовать щебень с более крупной фракцией, поскольку это отрицательно скажется на плотности заплатки и, соответственно, на общей прочности восстановленного участка. Перед закладкой щебня в подготовленную выемку, материал обрабатывают ВБЭ, а затем помещают его в полость и хорошо разравнивают слой. Если используется специальная ремонтная установка, то предварительно обрабатывать щебень эмульсией не нужно, поскольку этот процесс осуществляется автоматически во время подачи материала к ремонтируемому участку.
Заливка щебня эмульсией
После того, как трещину или выбоину заполнили щебнем, его нужно хорошо залить ВБЭ. Эмульсия должна качественно пропитать весь щебень, поскольку именно от этого зависит срок службы восстановленного участка. Если ремонтируемая поверхность расположена на сложном участке дороги (повороты, места спусков и подъемов), то после заливки эмульсии заплатку можно дополнительно присыпать слоем белого щебня, фракция которого колеблется в пределах 5-10 мм. Использование белого щебня повышает сцепление восстановленного участка с колесами транспортных средств или обувью людей, что наиболее актуально в зимний период.
Уплотнение
Проведение ремонта струйно-инъекционным способом не предусматривает уплотнение в качестве обязательного этапа, особенно если укладка заплаты выполнялась при помощи ремонтера, который подает материал под давлением воздушной струи, что обеспечивает хорошую плотность укладки, не нуждающуюся в дополнительном прессовании специальным оборудованием.
В остальных случаях целесообразно выполнить дополнительное уплотнение посредством ручного катка или вибротрамбовки. После выполнения такой процедуры прочность заплаты повышается на 10-15%, что положительно сказывается на общей надежности ремонта и сроке службы восстановленного участка.
Необходимое оборудование
Наиболее часто для реализации ямочного ремонта с использованием струйно-инъекционной технологии используется техника, называемая ремонтер. Это оборудование задействуют для выполнения всех этапов ремонта, начиная с подготовки поверхности и завершая укладкой материала. В случае отсутствия такой установки можно использовать более простое, но при этом не менее эффективное ручное дорожно-строительное оборудование:
Воздуходувка
Воздуходувка и промышленный фен. Используются для очистки реставрируемого участка от пыли, грязи, влаги и любых других субстанций, которые могут снизить качество ремонта.
Гудронатор
Гудронатор. Компактные и простые в управлении ручные гудронаторы используют для распыления эмульсии на предварительно подготовленное основание. При использовании такой установки, ВБЭ наносится непосредственно на необходимый участок в строго дозированном количестве, что позволяет предотвратить перерасход материалов. Кроме того, при помощи гудронатора можно равномерно покрыть щебень эмульсией перед его закладкой в выбоину.
Вибротрамбовки
Вибротрамбовки. Поскольку ямочный ремонт СИТ выполняется для устранения небольших дефектов, то использование виброплит в этой ситуации нецелесообразно. Лучше применять более компактные и простые в эксплуатации вибротрамбовки. Такое оборудование используют для качественной утрамбовки заплатки и повышения ее плотности, что особо актуально в ситуациях, когда ремонт выполняется с использованием ручной техники.
Ручной заливщик швов
Ручной заливщик швов. Это оборудование потребуется на этапе проливки щебня, заложенного в выбоину. Стоит отметить, что заливщик швов оснащен удобным краном-дозатором, через который обеспечивается подача необходимого количества материала. Оборудование максимально простое в использовании, поэтому для его использования не потребуется овладевать специальными навыками или задействовать для выполнения ремонта много работников.
Компания «РР-СИСТЕМС» занимается производством и реализацией различных товаров, используемых в сфере дорожного строительства. В нашем магазине вы сможете по выгодным ценам приобрести все, что потребуется при ремонте дорожных покрытий по струйно-инъекционному способу: оборудование (гудронаторы, заливщики швов, вибротрамбовки и прочее), материалы (битумные эмульсии), заградительные барьеры, дорожные знаки и многое другое.
У нас всегда в наличии только самые качественные материалы и дорожно-строительное оборудование, а доставка заказов выполняется в любой населенный пункт России.