Строительство бетонных дорог: заливка, уход, преимущества и технологии
Сейчас часто говорят о том, что бетонных дорог в России нет, в отличие от Европейских стран. Однако это совсем не так. Тем, кто жил в СССР, хороши известны прямые ровные дороги почти белого цвета, которые вдруг обнаруживались, например, посреди леса. Их так и называли – бетонки. Советского Союза нет уже несколько десятков лет, а дороги так и стоят.
Часто бетонные трассы вели к военным частям или секретным объектам. Однажды проложенные, они на протяжении десятилетий практически не меняли своего облика. Также бетонки хороши известны в сельской местности, где их прокладывали на коротких участках для движения грузового транспорта – на подъездах к фермам, складам, механизированным хозяйствам.
Бетонные плиты укладывали и там, где только начинали строительство дорог, вырубая для этого лес или засыпая болотные топи. По бетону до места проведения работ добиралась тяжелая строительная техника без угрозы засесть всеми колесами в грязи.
Почему же бетонные дороги не получили такого распространения, как асфальтовые?
Преимущества и недостатки бетонных дорог
Тот, кто ездил по старым советским бетонкам, кроме добрых слов может сказать и другие. Ехать на машине по ней некомфортно – хорошо ощущаются стыки между плитами. Однако стыки были на бетонках изначально, по дорогам до сих пор можно ездить, а вот по асфальтовой дороге такого же возраста проехать нереально.
Покрытие разрушается, ямы, трещины, колдобины делают проезд практически невозможным. Технологии не стоят на месте, дорожное оборудование совершенствуется, современное бетонное покрытие существенно отличается от советских бетонок. В чем же преимущества и недостатки новых бетонных дорог?
Преимущества бетонных дорог по сравнению с асфальтовыми
- Срок службы. Цементобетонное полотно служит не менее 20-40 лет. Асфальтовое – 8-12 лет.
- Устойчивость к воздействию высоких и низких температур. Как плавится асфальт под жарким солнцем знает каждый автолюбитель, а также женщины, которые увязали каблуками туфель в тротуарном покрытии. При воздействии низких температур он, напротив, становится хрупким, именно поэтому по весне на многих участках он буквально «тает». Бетон, как и любой другой материал, подвержен температурным расширениям, но в настолько незначительной степени, что специально выполненных компенсирующих швов достаточно, чтобы сделать деформацию незаметной. Качество дороги от этого не страдает.
- Высокая твердость и прочность бетонной трассы устойчива к возникновению колейности. Цементно-бетонное покрытие монолитно, нагрузка распространяется равномерно.
- Экологичность. Бетон – это известняк, песок, глина. Сам материал и его производство наносят минимальный вред окружающей среде. Отслуживший свой век бетон, по сути – просто камни. Их не надо утилизировать. Асфальт – продукт нефтепереработки. Добыча, производство, испарения от покрытия, дальнейшая переработка и утилизация – все не лучшим образом отражается на экологии.
- Устойчивость к реагентам, использующимся для предотвращения оледенения.
- Снижение расхода топлива транспорта при движении по твердой поверхности.
Недостатки
- Шумность. Из-за того, что бетон – твердый монолит, он не глушит, а передает вибрацию и звуки.
- Длительный срок укладки. После того, как покрытие залито, ему необходимо на полное застывание несколько дней.
- Требовательность к технологии производства. Бетон важно сделать в правильной пропорции, довезти до места укладки постоянно помешивая, а потом еще и залить. При несоблюдении хоть одного пункта, более крупные частицы начнут оседать и схватываться раньше. В результате готовое полотно будет расслаиваться и растрескиваться. Кроме того, при неправильных пропорциях смеси, дорога не будет обладать требуемой твердостью и прочностью, начнет рассыпаться и крошиться.
- Требовательность к технологии укладки. При укладке бетонного покрытия важно выдержать и правильную геометрию, уклоны и прочее. Если не соблюсти требования, лужи на дороге будут стоять до высыхания, то есть большую часть года – постоянно. С качественного уложенного, гладкого бетонного покрытия вода, не задерживаясь, стекает.
- Неремонтопригодность. Бетонную дорогу «ямочным» способом не отремонтируешь. Если были нарушения изготовления, то менять придется целый участок полотна, причем снять качественные куски не так просто, как асфальт. По этой же причине нецелесообразно прокладывать такие дороги в городах, где ремонт теплотрасс прямо посреди дороги – обычное дело.
- Гладкость покрытия ведет к повышенному риску скольжения во время дождя или зимой, при низких температурах и снегопадах. Однако с этой проблемой успешно борются с помощью современных присадок, реагентов и насечек на готовом полотне.
Цена бетонного и асфальтового дорожного покрытия
Производство и укладка бетонного полотна дороже, чем асфальтового. Но эта разница ощутима если рассматривать только расходы на постройку. В дальнейшем с каждым годом бетонная трасса будет «дешеветь», не требуя содержания и применения специального оборудования для строительства и ремонта дорог, тогда как асфальтовая начнет «дорожать» из-за необходимости ремонта. В конечном счете бетонные дороги значительно дешевле. В Германии есть примеры, когда качественное полотно служит уже почти целый век.
Структура дорожного полотна
В зависимости от типа дороги и предполагаемой нагрузки, полотно бывает:
- Однослойным. При небольшом количестве транспорта и низкой нагрузке. Подъездные пути, придомовые и частные территории, а также другие места.
- Многослойным. В этом случае первый слой делают из более дешевого технологичного бетона, а верхний – из качественного и дорогого. Магистрали, трассы.
- Из готовых бетонных плит.
Технология укладки во многом совпадает для всех типов покрытий, поэтому рассмотрим самое сложное – многослойное. Остальные делают по тому же принципу, применяя другие марки бетона, делая более тонкое покрытие, или вместо заливки сразу укладывая готовую плиту.
Структура бетонного дорожного полотна:
- Подстилающий слой – песок и щебень, которые должны выровнять и дренировать почву. Толщина зависит от особенностей грунта и транспортной нагрузки.
- Укрепляющий слой – бетон низкого качества, к которому предъявляется минимум требований. Он нужен чтобы связать подстилающий слой.
- Основное покрытие – качественный бетон. Основой является стойкий к воде портландцемент, в который вводят песок, щебень и пластификаторы.
- При необходимости используют гидроизоляцию: рубероид или геотекстильное полотно. Они отводят воду, не подпуская ее к основному покрытию.
Как рельеф местности влияет на строительство?
Заливка бетона предполагает наличие ровной поверхности.
Если дорога идет под уклон, выполнить это условие становится проблематичным. Современные технологии позволяют решать такие проблемы, но для высокоскоростных автомагистралей предпочтителен другой способ: холмы срезают, засыпают низменности или строят мосты. Также предпочтительно отсутствие резких поворотов, чтобы снизить аварийность и упростить производство.
Нежелательно подтопление бетонного полотна грунтовыми водами, поэтому большая роль отводится водоотведению. Подвижные, болотистые грунты уплотняются и осушаются.
Технологический процесс заливки дороги
Во многом подготовительный процесс при производстве асфальтовых и бетонных дорог одинаков, даже оборудование для строительства и ремонта дорог используется часто одно и то же. Отличается лишь технология заливки бетона и укладки асфальта.
-
- Подготовка грунта заключается в его максимальном уплотнении. Землю укатывают катками или утрамбовывают виброплитами, при необходимости подсыпая песок или щебень. Важно проводить работы по влажному грунту, если нужно – его поливают водой, доводя до требуемой степени влажности.
- Устройство системы водоотведения. В черте города это – канализационные сливы, а за городом – кюветы.
- Укладка подстилающего слоя – песчаной подушки толщиной 20-40 см. Если грунт мягкий, то добавляют крупный гравий. Покрытие выполняют слоями, тщательно их укатывают и выравнивают. Каменную отсыпку укрепляют цементом.
- Установка опалубки производится по контуру будущего дорожного покрытия. Делают ее из дерева или стали, в зависимости от нагрузки, которую предстоит выдержать материалу во время заливки бетона. Чтобы покрытие было более плотным, используют специальные машины, которые вибрируя, уплотняют бетонную смесь при высыхании. Толщина бетона достигает 25-30 см.
- В некоторых случаях выполняется армирование, для получения более прочного покрытия. Арматура придает бетону некоторую упругость, устойчивость к вибрациям и другие качества, свойственные металлу.
- Через 2-3 дня, когда бетон обретет свои эксплуатационные свойства, его режут для компенсации температурных расширений на участки примерно 25 м2. В швы глубиной 5-10 см закладывают резиновые уплотнители и гермитизирут.
- Чтобы увеличить трение и предотвратить скольжение, на поверхность наносят насечку.
- Выполняют дорожную разметку, устанавливают разделители, отбойники, знаки и катафоты.
Технология использования плит в устройстве дороги
Современные потомки советских бетонок все еще пользуются спросом, потому что обладают уникальными качествами, которых нет ни у одного дорожного покрытия.
- Высокая скорость укладки. Как только бетонные плиты уложены, по дороге может ехать любая техника, даже тяжело нагруженные грузовые автомобили.
- Мобильность. Плиты можно снять и использовать повторно.
- Возможность укладки без тщательной предварительной подготовки.
Бетонки устраивают на стройках, как временные подъездные пути, на подъездах к дачным массивам, в промзонах, грузовых терминалах.
Технология производства дороги из бетонных плит проста:
- Грунт выравнивается и трамбуется виброплитой. Иногда срезают верхний слой, тем самым выравнивая площадку.
- Выполняется подложка из песка и щебня. Если дорога строится для временного пользования и грунт позволяет, этот этап пропускают.
- Укладывают плиты с помощью специального кранового самоходного оборудования. Плиты должны ложиться строго плашмя, чтобы не повредить выровненное основание и не создать перекосы и напряжения.
- Если строится постоянная дорога, монтажные петли сваривают. В некоторых случаях стыки заливают специальной смесью.
Уход за дорожным полотном
Основное преимущество бетонных дорог – отсутствие необходимости ухода. Достаточно убирать пыль летом, зимой поливать реагентами и время от времени обновлять дорожную разметку.
Там, где покрытие более тонкое, например, на придомовых территориях, можно обрабатывать поверхность специальными средствами, образующими защитную пленку, предотвращающую проникновение влаги.
Необходимо следить за состоянием деформационных швов, вовремя заделывая образующиеся пустоты.
Если на покрытии будут появляться трещины, нужно вовремя заливать их специальными составами, не допуская развития.
В некоторых случаях сверху кладут небольшой слой асфальта, который выполняет защитные функции, ремонтопригоден и обеспечивает лучшее сцепление с колесами машин.
Оборудование для строительства и ремонта дорог из бетона
Компания «РР-СИСТЕМС» поставляет дорожное оборудование и материалы для строительства и содержания дорог, в том числе – бетонных:
- виброплиты;
- битумные заливщики швов;
- ручной инструмент;
- ограждения, демпферы, колесоотбойники;
- дорожные зеркала;
- битумы, мастики и пр.;
- катафоты;
- сигнальные столбики, лежачие полицейские и прочее;
- конусы, пластиковые заграждения, прочее временное ограничительное оборудование.
Собственное производство позволяет компании «РР-СИСТЕМС» удерживать конкурентные цены и предлагать своим партнерам удобные условия работы. Инженеры нашей компании постоянно отслеживают качество изготовляемой продукции, ее надежность и долговечность, совершенствуют технологии и расширяют модельный ряд.