Ямочный ремонт асфальтовых дорожных покрытий
Поддержание нормального технического состояния автомобильных дорог предполагает регулярное проведение их обслуживания и своевременное устранение дефектов, неизбежно возникающих в процессе их эксплуатации.
Один из наиболее распространенных способов восстановления дорожного полотна — ямочный ремонт, который используется при небольшой площади повреждений. Такой ремонт отличается экономичностью и высокой скоростью.
Подобный способ восстановления дорожных покрытий актуален при наличии выбоин, трещин, вздутий и других повреждений, площадь которых позволяет обойтись локальным нанесением латок и не требует капитального ремонта.
В чем важность регулярного проведения ямочного ремонта?
Гладкая и не поврежденная различными дефектами поверхность автомобильной трассы является одним из неотъемлемых условий для ее безопасной и комфортной эксплуатации всеми участниками дорожного движения. Свежеуложенное покрытие в полной мере соответствует таким требованиям, но оно ежедневно подвергается множеству нагрузок и неблагоприятных факторов: вес движущегося транспорта, атмосферные осадки, обработка химическими составами в зимний период. В результате даже наиболее качественное покрытие со временем подвергается износу и разрушению.
Стоит отметить, что и сами характеристики дорожных покрытий изначально далеки от идеала, поскольку организации, занимающиеся процессом их строительства, часто допускают ошибки при проектировании и укладке, используют некачественные материалы в целях экономии, что существенно уменьшает временной промежуток между проведением текущих ремонтных мероприятий.
Появившиеся деформации важно устранять на начальном этапе, поскольку несвоевременное проведение ремонтных мероприятий способно привести к целому ряду негативных последствий:
- Усугубление масштабов проблемы. Любая трещина или выбоина под воздействием непрекращающихся нагрузок подвергается дальнейшему разрушению, что впоследствии приводит к необходимости использования более трудоемких и затратных технологий восстановления асфальтобетонного покрытия.
- Деформация глубинных слоев дорожных одежд. Небольшая поверхностная ямка или трещина нарушает герметичность дорожного покрытия, в результате чего в его толщу проникает влага от атмосферных осадков и таяния снегов. Особенно пагубна такая ситуация в период межсезонья, поскольку регулярно сменяющиеся циклы оттепелей и заморозков приводят к постоянному изменению объема воды, которая разрушает дорогу прямо изнутри.
- Снижение уровня комфорта и безопасности в использовании дороги. Любые неровности на поверхности автомобильной трассы при определенных условиях могут стать причиной дорожно-транспортного происшествия.
Технология проведения ямочного ремонта
Выбор оптимальной технологии восстановления дороги часто определяется временем года, поскольку климат во многих регионах России характеризуется изменчивостью.
Оптимальными условиями для проведения работ является сухая погода и достаточно стабильная температура, составляющая не менее +5°С. Подобными рекомендациями лучше не пренебрегать, поскольку это может привести к снижению качества работ и быстрому разрушению ремонтной латки.
Специфика методики ямочного ремонта заключается в заполнении зон деформации специальной ремонтной смесью на битумной основе. Этот вариант восстановления допустимо использовать, если общий совокупный размер поврежденных участков не превышает 15% от общей площади автомобильной дороги.
Перед непосредственным проведением самого ямочного ремонта в обязательном порядке выполняется ряд подготовительных процессов:
- Нанесение разметки для вырезки карты.
- Демонтаж поврежденного участка. Вырезка карты выполняется способом холодного фрезерования, с применением швонарезчиков и при помощи отбойного молотка. Последний вариант менее распространен, поскольку не позволяет обеспечить достаточное качество обработки кромок.
- Очистка карты от мусора и загрязнений и обеспечение ее просушки при необходимости с использованием теплового копья или другого оборудования, способного обеспечить высокотемпературное воздействие.
Виды ямочного ремонта по используемым материалам и технологиям
В качестве основных способов проведения ямочного ремонта можно выделить:
- Асфальтирование горячими смесями;
- Асфальтирование холодными смесями;
- Ямочный ремонт литьевыми смесями;
- Струйно-инъекционная технология;
- Инфракрасный ремонт асфальта.
Асфальтирование горячими смесями при ямочном ремонте
Закладка горячих асфальтных составов является одним из наиболее распространенных способов для обустройства ремонтных латок на дорожном полотне. Невзирая на необходимость применения специальной техники для поставки горячих битумных составов к месту проведения работ и последующего поддержания их температуры, такой способ асфальтирования при ремонте очень распространен.
Это обусловлено высочайшим уровнем адгезии горячих смесей к основанию, но для его обеспечения восстановленные участки нужно качественно уплотнить, что усложняет технологический процесс и увеличивает количество времени, требуемого на реализацию работ. Кроме того, недостатком горячего асфальтирования является сильная зависимость от погодных условий.
Укладка таких составов категорически запрещена при отрицательных температурах и высоком уровне влажности.
Асфальтирование холодными смесями при ямочном ремонте
С точки зрения погодных ограничений холодное асфальтирование более универсально, поскольку его можно проводить даже при невысоких отрицательных температурах и в условиях выраженной сырости, но для обеспечения высокого качества работ все же целесообразно проводить их во время теплого сезона.
При этом нужно учитывать, что латки, выполненные способом холодного асфальтирования, имеют меньшую прочность, в результате чего такая технология ямочного ремонта применяется при восстановлении покрытий на дорогах III–IV категорий.
Ямочный ремонт литьевыми смесями
Этот вариант ремонта особо актуален для экстренного или аварийного восстановления дорожных покрытий, поскольку позволяет максимально оперативно выполнить реставрацию поврежденных участков. Для заделки выбоин применяются жидкие составы с температурой в диапазоне +180-250 градусов, которые заливаются в углубления. Одним из главных преимуществ этой технологии является способность быстрой обработки достаточно больших отрезков дороги, отличная адгезия состава со старыми материалами и отсутствие необходимости в применении уплотнения.
Струйно-инъекционная технология
Этот способ ремонта актуален при необходимости заделки небольших ямок, выбоин и трещин. СИТ ценится за простоту и высокую скорость обработки, а также за экономичный расход материалов. При применении такого способа ремонта на предварительно подготовленный участок, подвергаемый восстановлению, тонким слоем распыляется водно-битумная эмульсия, после чего в полость укладывается черный щебень с мелкой фракцией и проливается эмульсионным составом.
Стоит отметить, что дорожные заплатки, полученные таким способом, по уровню прочности уступают латкам, сделанным при помощи других технологий, потому СИТ применяется при ремонте дорожных покрытий с малым уровнем нагрузки и небольшой интенсивностью движения.
Ямочный ремонт с применением установок инфракрасного нагрева
Использование инфракрасных установок позволяет обеспечить высочайшее качество ремонта, сопоставимое с результатом после проведения капитального восстановления (при условии нормального состояния дорожного основания).
Главные преимущества инфракрасного ремонта выражаются в следующем:
- Отсутствие разности температур при укладке материалов, позволяющее избежать холодных соединений, что способствует установлению более прочных соединений между латкой и старым дорожным покрытием.
- Разумное потребление ресурсов.
- Высокая скорость проведения ремонтных работ.
Термопрофилирование предполагает применение специальных установок для проведения ремонта.
Оборудование и материалы для ямочного ремонта
Компания «РР-СИСТЕМС» является одним из ведущих российских производителей, обеспечивающих выпуск качественного оборудования, инструментов и материалов для дорожных работ. Каталог нашего предприятия включает различные типы оборудования, незаменимого при ямочном ремонте.
- Гудронаторы для нанесения водно-битумных эмульсий при использовании струйно-инъекционной технологии.
- Виброплиты и вибротрамбовки для быстрого и эффективного уплотнения покрытий на отремонтированных участках.
- Битумоварки для разогрева и подачи смесей при горячем асфальтировании.
- Швонарезчики для аккуратной вырезки карт.
- Грабли-гладилки для асфальта, используемые при разравнивании ремонтных смесей.
- Другие типы устройств и инструментов, которые могут потребоваться в процессе реализации работ.
Одним из главных преимуществ ямочного ремонта дорожных покрытий можно назвать тот факт, что для реализации большинства технологий не требуется использования сложной техники и обширного перечня инструментов и оборудования. Чтобы купить материалы и оборудование для ямочного ремонта дорожных покрытий, сделайте выбор товаров в нашем каталоге и сформируйте заказ при помощи функционала интернет-магазина или оставьте заявку по контактному телефону.