Марки асфальта для дорожного покрытия

Асфальтобетон (асфальт) — это основной строительный материал, используемый для укладки твердого дорожного покрытия

дорожные работы фото

Изготовление материала происходит путем смешивания между собой натуральных твердых горных пород, вяжущей смеси, различных добавок. От процентного соотношения компонентов зависят характеристики и свойства.

Это, а также метод укладки, в свою очередь,  определяют марку асфальтобетона. Значит, марка асфальта — это не один показатель (например, долговечность), а комплекс различных параметров и их характеристик.

Марки асфальтобетона

Классифицировать марку асфальта можно по нескольким параметрам, таким как:

  • По типу – в зависимости от объема горных пород в составе.
  • По составу.
  • По пористости и плотности.
  • По способу укладки.

От выбора марки зависит непосредственно условия использование асфальтобетонной смеси, будь это строительство загруженных автомобильных дорог или устройство простых дорожек для пешеходов и площадок при благоустройстве территории. Но прежде, чем выполнять устройство асфальтобетонного покрытия, необходимо изучить основные параметры и классификацию асфальта.

ремонт дорожного покрытия фото

Это позволит определить наиболее подходящую смесь для решения конкретной задачи.

Основные виды марок асфальта

На сегодняшний день предусмотрено три вида марок асфальта, применяемого для дорожного покрытия, таких как:

срочный ремонт дорог фото

Марка I
К данному виду относится асфальт, в состав которого включены материалы, обладающие высокой плотностью и пористостью, обеспечивающие смеси максимальную прочность после полного застывания. Основой такого типа смеси, являются песок или гравий. В структуру добавляют большие или мелкие горные породы, песок, вяжущие смеси и различные добавки. Асфальт (марка I) используется в особо сложных условиях, где предусмотрены высокоинтенсивные нагрузки на покрытие. Характеризуется высокими прочностными и износостойкими качествами, а также большой стоимостью смеси.

Марка II
Наиболее используемая универсальная марка асфальта, применяемая в укладке и ремонте дорожного полотна, благоустройстве общественной или частной территории, парковых зон и скверов. По сравнению с первой, эта марка отличается немного заниженными показателями, однако такие покрытия достаточно хорошо выдерживают перепады температур, различные климатические условия и нагрузки. Используется при строительстве большей части дорог.

изображение_viber_2021-09-06_16-14-40-289

Марка III
Отличительной особенностью этой марки является высокая плотность за счет отсутствия в ее составе щебня, что значительно ухудшает прочностные характеристики смеси по сравнению с другими марками. Такая марка асфальта применяется для устранения мелких дефектов дороги (ям, трещин), укладки дорог и тротуаров, не подверженных большим нагрузкам.

Классификация марки асфальта по типу наполнителя

Согласно действующим стандартам, марки асфальта для твердого покрытия классифицируются между собой по величине твердых наполнительных материалов, входящих в его состав.

Различают следующие типы:

  • А — величина твердых горных пород в составе смеси составляет от 50 до 60%, что обеспечивает смеси большую зернистость. Укладка выполняется только горячим методом.
  • Б — количество твердых горных пород варьируется от 40 до 50%, а зернистость чуть ниже, чем у типа А. Смесь можно использовать, как горячим, так и холодным методом (при холодном способе укладки тип наполнителя обозначается Бх).
  • В — характеризуется более низкой величиной горных пород (30-40%). Методы укладки — горячий, холодный (Вх).
  • Г — основным элементом в основе является песок из дробленных горных пород, полученный методом отсева. Данная основа придает покрытию высокую износостойкость и прочность.
  • Д — состав включает карьерный песок или смесь его с отсевами дробления.
строительство дороги фото

Так, асфальт марки I, в зависимости от количественных показателей минеральных пород, характеризуется следующими типами смесей: высокоплотные, плотные (А, Б, Г), пористые, щебеночные, высокопористые холодного или горячего метода укладки, а так же Бх, Вх и Гх. Для, марки II характерны: пористые, высокопористые песчаные, плотные (А, Б, В, Г, Д) и холодной укладки Бх, Вх, Дх и Гх. А, для марки III — плотные Б, В, Г и Д.

Классификация асфальта по составу

Характеристику асфальтобетона определяет его состав, который может включать следующие элементы:

  • Крупнофракционный наполнитель. К данной категории относятся минеральные породы (щебень, гравий) размерами от 10 до 40 мм. Данные компоненты обеспечивают высокую адгезию с вяжущими веществами за счет своей разнообразной формы и шершавой поверхности.
  • Мелкофракционный наполнитель (песок), в основном природного происхождения, добытый в карьере, но не речной или полученный путем отсева дробленого щебня. Добавление этого элемента позволяет снизить пористость асфальтобетонного слоя, а также повысить его плотность. Помимо этого, повышается устойчивость покрытия к высоким температурам и механическим нагрузкам.
  • Вяжущие вещества. Компонент, обеспечивающий сцепление поверхностей разнородных твердых и жидких тел. Наиболее часто используется битумные смеси в виде праймера или эмульгированной жидкости. Объем битума составляет от 2,5 до 9%.
  • Минпорошки и добавки. Добавляются в готовую смесь для улучшения ее технических показателей. Это могут быть различные стабилизаторы или пластификаторы. Также в качестве добавок могут использоваться асбестовые или целлюлозные волокна, резина, полимеры, минералы и так далее.

Различное комбинирование данных элементов по процентному соотношению, позволяет классифицировать асфальтобетонные смеси по составу:

  • Крупнозернистые — в основном применяется для создания нижнего слоя покрытия.
  • Мелкозернистые — хорошо выдерживают интенсивные нагрузки, поэтому применяются для строительства автомобильных дорог с интенсивным транспортным потоком.
  • Песчаные — обладают большой плотностью и малой прочностью. Применяются в благоустройстве парков и придомовых территорий, тротуаров.
  • Полимерно-битумные — характеризуются отличной долговечностью, за счет этого часто используются в качестве мостового покрытия или на автопарковках.
  • Резино-битумные — обладают отличными амортизирующими свойствами и износостойкостью, поэтому применяются в качестве покрытия спортивных объектов (стадионов, беговых дорожек и так далее).
  • Щебеночно-мастичные — наиболее прочная, обладающая большим эксплуатационным сроком смесь, хорошо противостоящая появлению мелких дефектов в виде трещин. Используется в строительстве всех дорожных покрытий и аэродромов.

По способу укладки

Для укладки асфальта используют два наиболее актуальных метода: горячий и холодный. По технологии эти методы существенно отличаются друг от друга, однако их объединяют стандартные подготовительные этапы, которые заключаются в следующем:

  • Расчистка территории от мусора и зеленых насаждений, с последующей выемкой грунта до необходимой отметки.
  • Уплотнение грунтового основания и дорожной подушки, состоящей из песка и щебня. Процесс уплотнения выполняется с помощью специальной вибротехники: виброкатки, виброплиты, трамбовщики.
  • Укладка асфальтной смеси, осуществляемая согласно выбранной технологии.

Горячий способ

На территории России наиболее востребованным методом укладки асфальта является горячий. Данный метод предусматривает разогрев асфальтной смеси до температуры в +130°С, чтобы в процессе укладки ее температура составляла не ниже +105°С. Транспортировку горячей смеси выполняют с помощью мобильных котлов-термосов, которые укомплектованы системой подогрева. Распределение смеси выполняет асфальтоукладчик, а окончательное выравнивание производят дорожные рабочие с помощью ручного инструмента: грабель, волокуш и гладилок. После выравнивания производится уплотнение смеси вибротехникой. Высокая температура смеси обуславливает ее хорошее уплотнение.

Холодный способ

гудронатор фото

Холодный метод предусматривает использование уже готовой, упакованной в специальные мешки асфальтной смеси. В состав данной смеси добавлены специальные модифицирующие добавки, обеспечивающие медленное застывание битума, тем самым позволяя холодной смеси находиться в пригодном состоянии достаточно длительное время. Преимущества таких материалов заключаются непосредственно в ее уже готовом состоянии и возможности использования при отрицательных температурах и большой влажности, однако они обладают рядом недостатков, таких как: большая стоимость, меньшая прочность и более быстрые темпы износа по сравнению с горячей технологией.


Используется холодная методика при строительстве подъездных путей, площадок и при благоустройстве территории, но наибольшую распространенность технология получила в проведении ямочного ремонта (ремонт картами).

В данном случае, перед использованием холодной смеси, ремонтируемый участок и прилегающее дорожное покрытие очищают от мусора и просушивают его от влаги с помощью теплового копья. Далее выполняется разметка ремонтируемого участка продольными и поперечными линиями (картами), предполагающая вырезку целого участка покрытия с отступом от дефекта на 50 мм с каждой стороны. С помощью швонарезчика либо фрезеровки производится вырезка аварийного участка по размеченным контурам на всю толщину дефектного слоя. Вырезанная карта должна иметь вертикальные стенки, так как данное требование строго регламентировано ГОСТом.

ремонт дороги

Для лучшей адгезии смеси со старым покрытием, дно и стенки полученных карт (предварительно очищенные и просушенные) обрабатываются битумной эмульсией, либо жидким битумом с помощью гудронаторов. Холодная смесь укладывается в карту и утрамбовывается.

Мобильное оборудование для дорожно-строительных работ от производителя

гудронатор фото

Вне зависимости от того, какую марку и тип асфальтобетонного покрытия вы выберете, его устройство невозможно производить без специализированного дорожно-строительного инструмента и оборудования.

Российский производитель «РР-СИСТЕМС» предлагает к приобретению надежное оборудование для ремонта и строительства дорог, изготовленное на собственной производственной базе.

Компания реализует широкий перечень оборудования и инструментов, а именно:   

  • Мобильные заливщики швов — для разогрева битума и его дозированной подачи при заливке швов и трещин. Укомплектовано газовым баллоном и механизмом регулировки подачи газа. В зависимости от модели способно вмещать от 45 до 70 литров битума.
  • Гудронаторы — для равномерного распределения по поверхности жидких материалов и битумных эмульсий под давлением.
  • Керноотборники  — для установки ограждений и дорожных знаков.
  • Битумоварки — для расплавления и нагрева битума, мастичных смесей и других материалов.
  • Тепловые копья  (термокопья) — портативное оборудование для очистки и высушивания ремонтируемого участка с помощью мощного горячего потока воздуха.
  • Швонарезчики — профессиональное оборудование для нарезки швов дисковой пилой, глубиной до 110 мм. Резку швов можно выполнять в бетоне, камне или асфальте.
  • Виброплиты, вибротрамбовщики — для уплотнения и трамбовки материала в процессе строительства дорожного покрытия.

Помимо этого, наша компания предлагает различные ручные дорожные инструменты, такие как: грабли-гладилки, лейки для битума, тележки для литого асфальта или каменной крошки, ручные трамбовщики, утюжки для промазывания швов и так далее.

Огромный опыт в сфере изготовления ремонтно-дорожного оборудования и инструментов, а также собственная производственная база, позволяет нам обеспечивать выпуск надежной и долговечной продукции по доступной цене. Получить более подробную информацию о продукции «РР-СИСТЕМС» или оформить заказ на поставку необходимого дорожного оборудования можно на сайте компании или по телефону, связавшись с нашими специалистами.

где купить волокуши