Способы увеличения долговечности дорог
Плохое качество российских дорог – сложившийся национальный стереотип, прочно укоренившийся в умах не только наших сограждан, но и зарубежных жителей. На сегодняшний день Россия занимает одну из худших позиций в мировом рейтинге качества автомобильных дорог, расположенных на территории страны, оставив более низкие оценки лишь некоторому количеству африканских и азиатских государств, в которых новые дороги практически не строятся, а старые не ремонтируются.
Состояние дорожного полотна – актуальный и важный вопрос для всех, кто проводит много времени за рулем. Ведь уровень безопасности вождения на плохих дорогах стремится к очень низким показателям, а это чревато как минимум крупными финансовыми тратами, возникающими вследствие необходимости ремонта автомобиля, и как максимум угрозой здоровью и жизни. Кроме этого, ненадлежащее качество дорог федерального значения негативно сказывается на экономике нашей страны – транспортная составляющая занимает 15-20% в себестоимости товаров, когда в других государствах эта цифра не превышает 8%.
В последнее время ситуацию стараются улучшить всеми силами – разрабатываются и реализуются новые национальные проекты, усиливается контроль над расходованием денежных средств и качеством выполнения дорожно-строительных работ, активно осваиваются новые технологии и современные материалы, изучаются современные способы увеличения долговечности дорог. Вполне вероятно, что у россиян все-таки появится возможность с наслаждением преодолевать расстояния на автомобиле по нашим дорогам, не переживая за то, что у машины могут внезапно отлететь колеса.
Причины быстрого износа автомобильных дорог
Вопрос долговечности дорожного покрытия, безусловно, требует инновационных подходов – устаревшие методы уже не дадут должного эффекта и результата, так как транспортная нагрузка на полотно возрастает с каждым годом в геометрической прогрессии. Дело не только в том, как строят и ремонтируют дороги, а и в том, как их эксплуатируют.
И все же, среди основных факторов, которые напрямую влияют на высокий уровень износа дорожного полотна, можно выделить такие как:
- Несоответствие материалов и технологий строительства дорог существующим погодно-климатическим, грунтово-геологическим, рельефным и ландшафтным условиям;
- Нарушение тепло и влагообмена в слоях дорожной одежды;
- Несвоевременный ремонт полотна;
- Неправильная эксплуатация дорог – отсутствие разделения по скоростным режимам или весу транспортных средств;
- Непрерывный рост интенсивности движения;
- Повышение грузоподъемности и осевых нагрузок тяжелого транспорта;
- Нарушение технологий ремонта или строительства дорог;
- Использование химических реагентов для устранения обледенелости покрытия.
Долговечность дорожного покрытия обуславливается каждым из этих факторов, но наибольшая роль отводится конструкционным особенностям слоев одежды, а также разработке и внедрению новых инженерно-технических способов, позволяющих увеличить срок службы полотна и снизить расходы на его содержание.
Современные материалы – качество другого уровня
Уже на протяжении нескольких лет в России на федеральном уровне реализуется достаточно важный национальный проект «Инновационные дороги», цели которого весьма амбициозны – максимально возможное увеличение долговечности покрытий (в 3-5 раз), а также снижение аварийности и смертности в ДТП.
В основе строительства современных автотрасс – высококачественный цементный бетон, геосинтетические материалы и полимерная арматура, применение которых обеспечивает высочайший уровень конструктивных требований и значительно увеличивает долговечность дорожного покрытия.
В перечень геосинтетики, используемой в строительстве и ремонте дорог, входит несколько наименований материалов, различающихся по виду и назначению:
Георешетки, геосетки
Геотекстиль
Геокомпозиты
Геомембраны
Геоматы
Геокамеры
Геосинтентические материалы в дорожном строительстве играют роль своеобразного фильтра или дренажа, изделия применяются для повышения технических характеристик грунта и элементов конструкции слоев дорожной одежды. Подобная «начинка», добавленная в бетонную смесь, предотвращает образование трещин и разрушений полотна, улучшает сцепление, повышает прочность покрытия и уменьшает вибрации.
Стоит отметить, что использование в конструкции дорог геосинтетических материалов не вносит серьезных изменений в технологию проведения работ, однако существенно влияет на долговечность дорожного полотна.
Свойства и преимущества геосинтетических материалов, применяемых при строительстве автотрасс
В производстве геосинтетики используются синтетические полимеры (полиэфир, стекловолокно, полиэтилен, полиамид, полипропилен и прочие) в сочетании с битум-вяжущими материалами, определяющими химические и физико-механические свойства, а также обеспечивающими повышение срока службы дорожного покрытия.
Многообразие видов геосинтетических материалов позволяет решать широкий ряд вопросов, связанных с содержанием дорог – выбор необходимых изделий осуществляется исходя из поставленных задач.
Материалы обладают рядом уникальных характеристик, среди которых:
- Высокие эластические свойства;
- Низкая температура хрупкости;
- Обеспечение полотну высокой трещиностойкости;
- Водонепроницаемость;
- Устойчивость к химически-активным и агрессивным средам
- Долговечность;
- Высокая прочность на разрыв;
- Высокий уровень адгезии – изделие хорошо сцепляется с почвой;
- Отличная устойчивость к динамическим воздействиям.
Использование современных материалов и методик в дорожном строительстве позволяет достичь значительной экономии не только при строительстве дорог, но и их дальнейшем содержании и эксплуатации. На сегодняшний день современные требования и стандарты строительства высококачественных дорог вполне достижимы благодаря инновационным инженерно-техническим разработкам предприятий, функционирующих в сфере производства материалов и оборудования для дорожно-строительных работ.
Геосетка
Геосетка – один из самых востребованных и часто используемых видов материалов в дорожном строительстве. Представляет собой рулон из синтетических волокон, состоящий из отдельных ячеек, образованных путем скрепления полимерных нитей, которые могут соединяться различными способами: переплетение, сплавление, склеивание или с помощью прошивочной нити.
Ячейки образуют высокопрочные ребра, а их размеры и высота определяют назначение изделия и сферу его применения. Геосетки выполняют несколько важных функций:
- Разделение и армирование слоев грунта;
- Создание защиты от выветривания и вымывания проблемных частей склонов и кюветов;
- Укрепление слоев дорожного покрытия;
- Обеспечение равномерной нагрузки по всей площади дороги;
- Усиление швов между бетонными плитами.
Геосетки используются в строительстве дорог федерального и регионального значения, а также при сооружении насыпи для железнодорожных путей, сооружении взлетно-посадочных полос аэродромов, тротуаров, парковок и площадок различного назначения.
Изделия применимы не только при строительстве новых дорог, но и при ремонте устаревшего покрытия – с помощью геосетки удобно армировать швы. Среди других преимуществ использования изделий в дорожном строительстве выделяют такие как: существенное уменьшение расхода сыпучих гранулированных материалов (щебня, песка), ускорение сроков сдачи объекта, снижение рисков частого проведения ремонтных работ, значительное улучшение транспортно-эксплуатационных характеристик дорог.
Георешетка
По сути, геосетка является одной из разновидностей георешетки, но в отличие от геосетки, георешетка является объемным, а не плоским полимерным изделием, обладающим цельной структурой и более жесткой, неподвижной конструкцией. Ячейки имеют правильную и стабильную форму, а их размер превышает наибольший размер поперечного сечения ребер. Главная функция изделия – принятие и распределение возникающих напряжений, что обеспечивает более высокую эффективность при армировании слоев дорожной одежды.
Георешетки также изготавливаются из первичных полипропиленовых материалов, обладающих высокой износостойкостью, прочностью и долговечностью (изделие не разрушается в грунте до 120-ти лет).
Довольно большой размер ячеек георешетки (минимум 40х40 мм) не препятствует разделительной функции изделия.
Решетка укладывается под щебень или песчано-гравийную смесь, фракции которой заклиниваются в ячейках и не проникают в нижележащие слои грунта или дорожной одежды.
Еще одно преимущество использования георешетки – благодаря армирующему эффекту и повышению сдвигоустойчивости слоев, дорожные работы значительно удешевляются за счет сокращения расхода инертных материалов (до 50%).
Геотекстиль
Геотекстиль изготавливается нетканым способом из синтетических материалов, но с добавлением полушерстяных или хлопковых волокон. Главные функции – создание гидрозащиты, укрепление основания (несущего слоя) дорожной одежды и отведение грунтовых и поверхностных вод от полотна.
Использование геотекстиля в дорожно-строительных работах позволяет предотвратить такое явление как морозное «пучение» грунта, возникающее в результате замерзания влаги в почве, что приводит к моментальному растрескиванию и разрушению асфальтного покрытия.
Геокомпозиты
Геокомпозиты – современные материалы, представляющие собой композитную синтетическую ткань с ячеистой структурой в сочетании с фильтром из нетканного геотекстиля.
Изделия имеют широкую линейку модификаций и классифицируются в зависимости от назначения на:
- Армирующие геокомпозиты – используются в качестве материалов, обладающих разделительными и армирующими свойствами, укладываются в целях равномерного перераспределения вертикальных нагрузок в горизонтальную плоскость.
- Дренажные геокомпозиты – применяются в качестве дренажной системы. В конструкции реализована эффективная технология отведения грунтовых вод от дорожной одежды.
Геоматы, геокамеры, геомембраны
Не меньшей популярностью в дорожном строительстве пользуются такие материалы, как геоматы, геокамеры, геомембраны.
Это экологически-чистые материалы, представляющие собой износостойкие полотна, также широко применяемые в дорожном строительстве при армировании верхних слоев грунта и для отведения воды.
Георешения – новое, но перспективное направление в дорожном строительстве, благодаря которому появилась возможность в разы продлить срок службы автомобильных дорог. Экономический эффект заметен уже на стадии строительства, а в процессе эксплуатации затраты оправдывают себя многократно – стоимость пользования автомобильными дорогами и количество средств на их содержание значительно снижается как для государства, так и для частных лиц.
Надежное оборудование для содержания дорог
Такие параметры как ход строительства дороги и результат работ, эффективность ремонтов и долговечность дорожных покрытий полностью зависят от качества применяемых материалов и технической оснащенности подрядчика.
Приобретая хорошее, удобное и функциональное оборудование от производителя «РР-СИСТЕМС» предприятие, осуществляющее услуги в сфере содержания дорог сможет гарантированно качественно выполнить свою работу: точно в срок и на должном уровне.
В электронном каталоге «РР-СИСТЕМС» представлен ассортимент материалов и технических средств, применяемых в дорожных работах:
- Бензиновые виброплиты, оснащенные двигателями HONDA или LIFAN;
- Ручные заливщики швов различных модификаций;;
- Дорожные конусы, катафоты, искусственные неровности, зеркала;
- Битумно-полимерные материалы последнего поколения – мастики, ленты;
- Гудронаторы;
- Битумоварки;
- Тепловые копья;
- Швонарезчики;
- Колесоотбойники;
- И многое другое.
Наше предприятие использует в производстве самые современные мировые разработки в сфере дорожного строительства и гарантирует высокое качество поставляемой продукции. Специалисты компании «РР-СИСТЕМС» всегда готовы ответить на ваши вопросы по телефону или в режиме онлайн, и помочь сделать правильный выбор оборудования в соответствии с вашими задачами.