Замена бордюров (поребриков) на дорогах
В процессе эксплуатации дорог различного типа и назначения постепенному износу подвергается не только верхнее покрытие, но и бордюр, устанавливаемый по обеим сторонам проезжей части. Своевременная замена этих конструкций является важной частью обслуживания городских инженерных сооружений, поскольку от правильной установки и целостности бордюров во многом зависит не только внешняя привлекательность автомобильной дороги, но и уровень безопасности при ее использовании.
Что такое бордюр (бордюрный камень)?
Под бордюром принято подразумевать специальные бортовые камни, которые производятся из тяжелого или мелкозернистого бетона и устанавливаются вдоль дорожного полотна, вплотную примыкая к боковым сторонам проезжей части. В большинстве случаев внутренняя конструкция таких изделий предусматривает наличие каркаса из арматуры, что обеспечивает дополнительную прочность и повышенную стойкость к нагрузкам.
Функционально бордюрные элементы выполняют следующие функции:
- Ограждение тротуаров и пешеходных дорожек от проезжей части, ландшафтных объектов, клумб и прочих территорий.
- Обеспечение дополнительной защиты от осыпания грунта, размывки обочины.
Бордюр в современной городской среде
Одной из важных задач в рамках программы формирования комфортной городской среды является комплексное благоустройство территорий, предполагающее выполнение ряда работ по реконструкции общественных пространств и других объектов.
В реализации этих целей далеко не последнюю роль играют бордюры, поскольку этот элемент имеет важное декоративное значение для оформления автодорог и при зонировании различных ландшафтных пространств и объектов.
Бордюрные камни представлены несколькими типами изделий (дорожные, садовые, магистральные), а также различаются по форме блока и размеру. Благодаря этому можно подобрать бортовые элементы, идеально соответствующие целям и задачам выполняемых работ.
Разница между бордюром и поребриком
Невзирая на существующую противоречивость мнений, между поребриком и бордюром нет никакой разницы, поскольку отличие заключается только в названии, а в качестве строительного материала всегда используется один вид строительно-дорожных материалов — бордюрный камень. Стоит отметить, что в ГОСТе эта категория дорожных барьеров обозначается исключительно термином бордюр, а определение поребрик там не встречается вовсе.
Согласно наиболее распространенной, но не подтвержденной официальными источниками версии, главное отличие между элементами обусловлено способом укладки бордюрного камня. Следуя этой теории, бордюр выступает в качестве разделительной, а не барьерной конструкции, поскольку укладывается заподлицо (на одном уровне) как с проезжей частью, так и с тротуаром, расположенными на одном уровне. Таким образом, конструкция определяет границы каждой из зон, но при этом не затрудняет процесс передвижения для пешеходов. Что же качается поребрика, то он не только разграничивает проезжие и пешеходные зоны, но и выступает в качестве барьера, поскольку возвышается над поверхностью дороги. Согласно требованиям стандартов поребрики, используемые в пределах населенных пунктов, не должны возвышаться над поверхностью более чем на 15 см, а в зоне автомагистралей эти показатели уменьшаются до 8 см.
В каких случаях требуется замена?
Существует несколько наиболее распространенных причин для установки новых бортовых камней, в частности:
- Деформация старых элементов, вызванная механическими повреждениями или естественным износом. Невзирая на хорошую прочность, бордюры со временем подвергаются деформациям и нуждаются в замене.
- Усадка дороги или бордюров, вызванная ошибками в формировании основания.
- Проведение работ по облагораживанию территории, требующие установки элементов другой формы, цвета или размера.
- Увеличение толщины старого покрытия. Если в ходе ремонта на старое покрытие был уложен дополнительный слой асфальтирующего материала, то высота дороги неизбежно увеличивается. В большинстве случаев это требует дополнительного увеличения высоты бордюрных камней.
Удаление старых бордюров
Чтобы выполнить выемку старого блока, необходимо аккуратно разрезать дорожное покрытие, что не только облегчает процесс его удаления, но и обеспечивает более надежную фиксацию нового элемента и качественную герметизацию всех слоев дорожных одежд. Для выполнения этой задачи от бордюра отступают 10-15 см и выполняют разрез при помощи швонарезчика или дискового грунтореза, придерживаясь параллельной по отношению к бордюрному блоку траектории. При этом глубина разреза должна соответствовать степени углубленности бортового камня в грунт.
Поскольку асфальтовым покрытием бордюры фиксируются только с одной стороны, дополнительно нужно осуществить обкопку блоков в зоне их примыкания к обочине. Приблизительная ширина обкопки составляет 20-25 см, при этом полученная траншея должна получиться на 5-10 см глубже нижней поверхности бордюра, что создает оптимальные условия для более эффективного выполнения подготовительных процессов, предшествующих установке новых бортовых камней.
По завершению обкопки бордюрный блок изымается вместе с отрезанной частью дорожного покрытия, после чего можно приступать к выполнению процессов по подготовке траншеи.
Подготовительные работы перед установкой
Когда выполнена выемка старого блока, в первую очередь нужно тщательно осмотреть получившуюся траншею, которая может представлять собой грунт, дорожное основание бетонного или щебенчато-песчаного типа. Если блоки устанавливаются на грунт, при помощи ручной трамбовки проверяется его плотность, а при необходимости дополнительно производится уплотнение.
Перед установкой бордюра в траншее обустраивается подушка из чистого песка или щебня (фракция 5-10 мм). На участках, где предполагается повышенная нагрузка на бортовые элементы, возможна их фиксация на бетон, что обеспечивает более высокий уровень надежности крепления. Высота подушки рассчитывается исходя из необходимого уровня возвышения камня над дорожной поверхностью, что зависит от того, какими нормами регламентируется выполнение работ. Например, в ГОСТе (Р 52767-2007) прописано, что расстояние от верхней точки бордюра до асфальта должно быть 10 ± 1 см, а в случае использования стандартов РСН-88 этот параметр составляет до 8 см при обустройстве автомагистралей или до 15 см — при прокладке на дорогах, расположенных на территории населенных пунктов.
Установка новых бордюров
Подвозка бордюров к месту проведения работ выполняется при помощи грузовой машины, оборудованной краном-манипулятором. По завершению подготовительных процессов бордюрный камень переносится краном к траншее и размещается возле нее на проезжей части. Непосредственное помещение бордюра в выемку осуществляется вручную: работники аккуратно передвигают блок при помощи ломов, опрокидывая его в траншею, после чего регулируют его позицию и степень прилегания к дорожному покрытию.
Если для фиксации применяется бетонирование, то между бордюрным камнем и обеими сторонами покрытия (дорога, обочина) оставляется пустое пространство (около 5-ти сантиметров), требуемое для заливки бетонного раствора. Высота заливки бетона зависит от того, какой тип покрытия будет укладываться впоследствии:
- Горячий асфальтобетон — на 5 см ниже покрытия.
- Литой асфальтобетон — уровень бетона на 1 см ниже дорожного покрытия.
При восстановлении бетонного покрытия предварительная заливка материала не выполняется. Сразу проводится полная заливка материала, а слой бетонной смеси разравнивается по дорожному покрытию. Со стороны обочины слой бетона должен быть ниже земляной поверхности или тротуарного покрытия на 3-5 см, что обеспечивает оптимальные условия для восстановления этой зоны.
Восстановление покрытия
Для воссоздания дорожного покрытия наиболее оптимальным вариантом считается литой асфальтобетон, поскольку он максимально надежно герметизирует поверхность полотна и не нуждается в уплотнении. Укладка материала осуществляется при помощи специальной техники (ремонтер, кохер). Перед укладкой любых асфальтобетонных смесей поверхность покрытия и бордюр в обязательном порядке обрабатываются битумной эмульсией, что позволяет повысить адгезию элементов с новым слоем материала.
При использовании асфальтобетона материал укладывается в зазор между дорогой и бордюрным камнем, после чего его тщательно разравнивают. Закладку горячих асфальтобетонных смесей осуществляют рабочие, укладывающие материал посредством лопат. После того, как смесь распределена по всей ширине полости, обязательно выполняется уплотнение слоя с использованием вибрационных плит или трамбовок.
Использование бетонных смесей для реконструкции покрытия допускается только в том случае, если верхний слой дороги изначально был выполнен из таких материалов. При выполнении работ бетон закладывается в пустой участок траншеи, после чего его поверхность разравнивается.
Для воссоздания обочины грунт, выемка которого была выполнена при удалении бордюров, засыпается обратно и уплотняется при помощи специального оборудования.
Используемое оборудование
В ходе выполнения замены бордюров используется широкий спектр оборудования:
Применяются для нанесения битумных эмульсий перед восстановлением асфальтового покрытия.
Обеспечивают эффективное уплотнение грунтовых траншей и земляного слоя при восстановлении обочины после установки бордюров.
Более легкие и мобильные, могут заменить виброплиты, если предполагаются небольшие объемы работ.
Используются для разрезания асфальтного или бетонного покрытия при демонтаже бортовых камней.
Высококачественное дорожно-строительное оборудование и материалы предлагаются в ассортименте компании-производителя «РР-СИСТЕМС». Мы предоставляем покупателям широчайший выбор товаров, осуществляя доставку заказов по всей России. Свяжитесь с нами любым удобным способом, чтобы оформить заказ или получить консультацию.