Горячая регенерация асфальтобетонного покрытия
Существующая тенденция к увеличению общего автомобильного потока в целом и росту процентной доли грузового транспорта, в частности, приводит к более выраженным нагрузкам на дорожное полотно, ускоренному износу и деформации дорожного покрытия. Для ремонта и реконструкции таких дорожных покрытий применяются различные технологии восстановления, при этом максимально широкое распространение сегодня получили методы регенерации, строящиеся на принципах повторного применения материалов дорожных одежд.
Ранее демонтированные с дорожного полотна материалы, которые использовали для повторного восстановления дорог, проходили цикл переработки на заводе, но сегодня классическую технологию постепенно вытесняет более современный и прогрессивный способ — горячая регенерация асфальтобетонного покрытия или термопрофилирование.
Что такое горячая регенерация асфальтобетонных дорог?
Под горячей регенерацией автомобильных дорог подразумевается инновационная технология, при которой восстановление покрытия с применением старых материалов осуществляется непосредственно на месте проведения работ. Для выполнения этих задач выполняется рыхление и нагрев асфальтобетонного покрытия различными способами, а также улучшение свойств имеющегося материала при необходимости за счет введения в его состав различных компонентов (скелетный материал, пластификаторы и прочее).
Работы по горячей регенерации конструктивных слоев дорожных одежд асфальтобетонных покрытий могут быть выполнены одним из следующих способов:
- С применением только старых материалов покрытия, без введения дополнительных добавок и регенерированных смесей.
- С внедрением новых материалов.
- Горячая регенерация конструктивных слоев или слоев из асфальтобетонного гранулята, используемого при обустройстве дорожных оснований, предусматривающая одновременную укладку восстановленной смеси и укладку нового верхнего слоя дорожного покрытия.
Преимущества горячей регенерации
Эта технология восстановления и ремонта асфальтобетонных покрытий характеризуется целым рядом преимуществ, таких как:
- Выполнение полного цикла восстановления асфальтобетонного полотна непосредственно на месте проведения работ.
- Повторное применение старых материалов.
- Возможность улучшения характеристик старого асфальтобетона за счет введения новых дополнительных материалов в его состав.
- Снижение стоимости ремонтных работ (в среднем на 20-30%) и сокращение сроков их проведения.
- Увеличение сроков между капитальными ремонтами и, как следствие, общей продолжительности жизненного цикла дороги.
- Экологичность и безопасность всех ремонтных процессов, используемых в ходе регенерации.
Недостатки технологии
При выполнении регенерации дорожного покрытия глубина прогрева слоя не должна превышать 3-5 см. Также существуют ограничения по температуре и продолжительности нагрева, при несоблюдении которых происходит ухудшение свойств асфальтобетона.
Среди других недостатков технологии, обуславливающих невысокую частоту использования горячей регенерации при ремонте российских дорог, можно выделить следующее:
- Необходимость привлечения целого отряда специализированных машин.
- Нежелательность применения термопрофилирования при недостаточной прочности асфальтобетонного покрытия, проявляемой наличием таких деформаций, как многочисленные отдельные трещины или целая сеть трещин. Опасность применения горячей регенерации на таких дорогах заключается в том, что на восстановленном покрытии уже в скором времени появляются отраженные трещины.
- Сложность использования на дорогах с искаженным поперечным профилем.
Методы горячей регенерации
Восстановление старого асфальтобетона с применением технологий регенерации горячим способом может быть выполнено с применением одного из следующих способов:
- Термопрофилирование. Под термопрофилированием подразумевается непосредственная регенерация асфальтобетонного дорожного покрытия без применения новых материалов. Классический способ горячей регенерации применяется при восстановлении покрытий с различными дефектами, при этом использование такого способа ремонта не рекомендовано при наличии сетки трещин, выпотевании битума, выкрашивании асфальтобетона и водонасыщении земляного полотна. Также термопрофилирование практически не применяется при наличии ухабов и выбоин, низком модуле упругости на поверхности.
- Термосмешивание и термопластификация. При термосмешивании к измельченному старому асфальтобетону добавляются отдельные компоненты или новая АБ смесь. Термопластификация является разновидностью термосмешивания и предусматривает дополнительное введение пластификатора в количестве 0,1-0,6 % от массы смеси. Применение пластификатора направлено на улучшение свойств битума в старой АБ смеси. Термосмешивание является практически универсальной технологией, применение которой ограничивается только наличием сетки трещин и выкрашиванием асфальтобетона.
- Термоукладка. При этой технологии горячей регенерации дорожное покрытие восстанавливают за счет укладки накладного слоя из нового асфальтобетона, сформированного прямо поверх измельченного старого материала. Термоукладка не применима при большом количестве трещин.
- Термоусиление. Выполнение такой регенерации предусматривает использование большего количества АБ смеси, нежели это требуется для выравнивания дорожного полотна. Также может выполняться укладка дополнительного слоя покрытия, обустраиваемого по еще не остывшему регенерированному асфальтобетону с применением асфальтоукладчика, или с применением классической технологии, при которой изначально выполняется подгрунтовка с распылением вяжущего состава. Эта технология позволяет достигнуть наиболее качественных результатов в регенерации, в том числе при восстановлении дорожных полотен с таким типом дефектов, как многочисленные трещины.
Общие рекомендации по подготовке асфальтобетонного покрытия к проведению горячей регенерации
Важным этапом, предшествующим проведению горячей регенерации асфальта, является тщательное обследование старого дорожного покрытия. Эта процедура необходима для получения экономического обоснования на восстановление асфальтобетона именно горячим способом и подбор оптимальной технологии регенерации, соответствующей типу имеющихся дефектов и желаемым характеристикам нового покрытия.
В целом, обследование старого дорожного покрытия можно разделить на следующие этапы:
- Предварительное обследование, при котором оценивается ровность покрытия, виды дефектов и сцепные свойства асфальтобетонного покрытия. Осуществляется забор кернов.
- Детальное обследование.
- Испытание конструкций нагрузками.
- Проведение технико-экономических расчетов, на основании которых будет разработано комплексное решение по восстановлению дорожного покрытия.
- Перед началом восстановления покрытия способом горячей регенерации выполняются все необходимые подготовительные работы:
- Выполнение мероприятий по организации дорожного движения, установка ограждений в зоне проведения работ.
- Очистка поверхности старого покрытия от пыли, грязи и прочих загрязнений, выполняемая при помощи поливомоечной машины, укомплектованной механической щеткой.
- Удаление слоев поверхностной обработки, если она имеется на дорожном покрытии.
- Выбор состава регенерированной смеси.
Технология выполнения работ
Для любого из методов горячей регенерации АБ покрытия, исключая способ, при котором нет необходимости в добавлении новых материалов, предусмотрено последовательное выполнение следующих операций:
- Предварительный и окончательный нагрев асфальтобетонного покрытия с соблюдением заданного диапазона температур и глубины прогрева.
- Разрыхление и фрезерование имеющегося покрытия.
- Подача старого материала в термосмеситель, введение новой смеси или необходимых добавок.
- Тщательное смешивание материала.
- Укладка и распределение регенерированной смеси, предварительное уплотнение уложенного слоя асфальтобетона.
- Финальное уплотнение.
«РР-СИСТЕМС» — качественное дорожно-строительное оборудование и материалы
Технология горячей регенерации в большинстве своем предполагает, что к восстановлению дорожного покрытия привлекается целый отряд специализированных машин, но если ремонт производится на небольших участках дороги, то он может быть выполнен при помощи мобильного оборудования.
Минимальный перечень необходимых средств и устройств для термопрофилирования асфальтобетонных покрытий включает:
- Керноотборники для получения проб.
- Устройства нагрева, например, тепловые копья.
- Дорожные фрезы.
- Оборудование для заливки швов битумом.
- Вибротрамбовки и виброплиты для уплотнения.
Всё перечисленное оборудование, а также качественные материалы для ремонта и строительства дорог предлагает в своем каталоге компания-производитель «РР-СИСТЕМС».
Конкурентные преимущества компании заключаются в следующем:
- Качественное и надежное оборудование собственного производства.
- Широкий функционал устройств.
- Простота использования, обеспечивающая возможность привлечения специалистов к выполнению работ без прохождения специального обучения.
- Долгий срок службы оборудования, минимальные требования к обслуживанию и высокая ремонтопригодность.
- Привлекательные цены.
Полный ассортимент оборудования и материалов от «РР-СИСТЕМС» представлен в товарном каталоге нашего интернет-магазина, где можно оформить заказ или уточнить контакты для связи с консультантами при наличии дополнительных вопросов.