Ремонт дорог литым асфальтобетоном

Неотъемлемой частью обслуживания асфальтовых покрытий, направленной на восстановление целостности, нормального технического состояния и безопасности автодорог и пешеходных зон, является проведение работ по локальному ремонту. Наиболее часто экстренная необходимость в их проведении возникает в весенний период, поскольку неблагоприятные условия, сопровождающие зимнюю эксплуатацию и выражающиеся в виде постоянных температурных перепадов и большого количества атмосферных осадков, приводят к ускоренному разрушению асфальта и появлению различного рода деформаций. Учитывая погодные и температурные условия, в весенний период наиболее часто осуществляется ремонт дорог литым асфальтобетоном.
Что такое литой асфальтобетон?
По сравнению с горячим и холодным асфальтобетоном, литые смеси характеризуются более текучей структурой, что обусловлено высоким процентным содержанием битума в их составе. Помимо битума в состав литого асфальта входит минеральный порошок, песок и различные модифицирующие добавки. При необходимости может быть добавлен щебень. Его количество в общей массе занимает от 0 до 57%. Приготовление асфальтобетонного состава проводится за счет смешивания и нагрева всех компонентов до высоких температур, в среднем составляющих +220 градусов. При укладке асфальта поддерживается такой же температурный режим.

Преимущества ремонта дорог литым асфальтом
Эта категория горячих асфальтобетонных смесей отличается множеством ценных преимуществ как в процессе укладки, так и в ходе эксплуатации готового дорожного покрытия. К основным достоинствам литого асфальта можно отнести следующее:
- Отсутствие необходимости в уплотнении. В процессе остывания литой асфальт самостоятельно приобретает необходимую твердость и плотность, а отсутствие этапа уплотнения существенно снижает затраты на проведение ремонта дороги.
- Низкая остаточная пористость, составляющая всего 2%.
- Высокая герметичность и водонепроницаемость. В зависимости от типа асфальтобетонной смеси максимальные пределы водонасыщения колеблются в диапазоне от 0,5 до 1%, что является гарантией максимальной защиты нижних слоев дорожных одежд от воздействия влаги.
- Высокая морозоустойчивость, хорошая переносимость температурных колебаний.
- Долгий срок службы: при соблюдении технологии и хорошем качестве материалов покрытие служит в течение 20-30 лет.
- Высокая степень адгезии к нижним слоям дорожного покрытия, обеспечиваемая укладкой горячим способом, при которой новый материал идеально сцепляется со старым.
- Минимальная деформация. При высоких температурах, достигающих +40 градусов, покрытие дает достаточно незначительную усадку, составляющую 1-10 мм.
- Возможность проведения работ при отрицательных температурах (до -10 градусов), позволяющая выполнять ремонт в зимний и весенний период.
- Способность гасить колебания и вибрации, часто используемая при укладке дорожного покрытия на мостовых, взлетных полосах и других местах.
- Стойкость к воздействию химических средств и веществ с агрессивным химическим составом.
Учитывая преимущества литого асфальта, на сегодняшний день он используется достаточно широко, уступая по распространенности только горячему асфальтобетону. При этом в качестве его главных недостатков чаще всего выделяют высокую стоимость самого материала и его транспортировки к месту проведения работ, а также максимально строгие требования к соблюдению технологии, при нарушении которой заметно быстрое разрушение покрытия, образование трещин и колейности.
Сфера применения литого асфальтобетона
Отличные эксплуатационные характеристики делают целесообразным применение литого асфальта для выполнения различных задач в сфере дорожного строительства и ремонта. К наиболее распространенным из них можно отнести следующее:
- Строительство мостов, эстакад и туннелей различной конфигурации.
- Ямочный ремонт, в особенности в зимний период.
- Ремонт трещин и заделка дорожных швов.
- Укладка асфальта для автостоянок легкового и грузового транспорта.
- Асфальтирование взлетно-посадочных полос.
- Обустройство верхнего слоя при укладке новых и реконструкции старых дорог.
- Покрытие полов в промышленных и складских помещениях.
- Обустройство велодорожек, тротуаров и пешеходных зон.
- Обустройство кровли и слоев гидроизоляции.
- Устройство наклонных эстакад и пандусов.

Особенности использования литого асфальтобетона при ремонте дорог
Процесс ремонта дорог с применением горячих литых асфальтобетонных смесей требует привлечения специального оборудования и тщательного соблюдения технологии. Основные этапы проведения ремонта с применением данного типа материалов можно сформулировать следующим образом:
- Нарезка карт в зоне деформации.
- Подготовка ремонтного состава.
- Укладка асфальтобетонной смеси.
Нарезка карт
Основным этапом при подготовке к ремонту является нарезка карт в тех участках дороги, где требуется восстановление покрытия. Эта процедура осуществляется в соответствии со стандартным регламентом, также, как и при использовании других типов асфальта для ремонта дорожного покрытия. Основной целью подготовительных работ является удаление старых материалов в зоне деформации дорожного покрытия и формирование карт с четкими вертикальными краями.
Принимая во внимание особенности литого асфальта, следует учитывать, что размер ремонтируемых ям и выбоин не должен превышать 3 м², поскольку высокая гладкость покрытия может привести к увеличению тормозного пути и заносу автомобилей на участках, отреставрированных с применением такого материала. При ремонте ям большей площади рекомендуется утапливание черного щебня, позволяющее повысить шероховатость покрытия. По этой же причине ремонт асфальта литыми смесями редко осуществляется в зоне поворотов.
Подготовленные карты очищаются от мусора и пыли при помощи воздуходувов. При наличии воды в яме производится ее просушивание, поскольку поверхность должна быть сухой и допустима только небольшая влажность.
Подготовка ремонтного состава
Учитывая требовательность литого асфальта к поддержанию температурного режима в диапазоне от 190 до 250 градусов, для его транспортировки на место, обеспечения перемешивания и подогрева, используются специальные машины — кохеры. Кроме того, такие задачи могут выполняться и при помощи рециклеров, способных обеспечить все этапы, от подготовки состава, до его выгрузки на месте проведения ремонта.
Укладка литого асфальта
Учитывая высокий уровень адгезии литых асфальтобетонных смесей, нет необходимости в проведении предварительной грунтовки ямы, заполняемой ремонтным составом. Для заделки ямы достаточно залить разогретый до необходимой температуры литой асфальт и разровнять его при помощи ручного инструмента. Набор прочности материала и его отвердевание происходит самостоятельно, без дополнительного уплотнения, исключая случаи втапливания щебня для придания покрытию шероховатости.
Нужно учесть, что литому асфальтобетону требуется определенное время на полное застывание и отвердевание, а до этого момента он отличается повышенной пластичностью и склонностью к деформации, поэтому по отремонтированному участку дороги не разрешается проезд транспорта в течение 2-3 дней.
Используемая техника и оборудование
Ремонт дорог литым асфальтобетоном может быть выполнен как при помощи крупной дорожной техники, так и посредством мобильного ручного оборудования, что важно при небольших объемах восстановительных работ и позволяет снизить затраты на их проведение.
Основной перечень мобильного оборудования, применяемого при ремонте дорог по этой технологии, включает в себя:
- Битумоварочные котлы. Позволяют транспортировать асфальтобетонный состав, поддерживать его температуру и дозировать материал при заливке в яму.
- Тепловые копья. Обеспечат просушивание ямы, что особо актуально в зимний и весенний период.
- Швонарезчики. Позволяют вырезать карту и выровнять края ямы, обеспечив их вертикальное позиционирование.
- Вибротрамбовки. Позволяют уплотнить заплатку при добавлении щебня. Также допустимо использование ручных трамбовок.
- Ручной инструмент. Специальные лопаты, грабли и гладилки позволят разровнять асфальтобетонный состав.

«РР-СИСТЕМС» — надежное оборудование для ремонта дорог
Любые дефекты, образуемые на дорожном покрытии, подлежат ремонту, поскольку они влияют на эксплуатационные характеристики покрытия, приводят к его ускоренному разрушению и ухудшают безопасность движения.
Компания «РР-СИСТЕМС» осуществляет производство и поставку качественного дорожного оборудования и материалов для проведения полного цикла работ в рамках содержания и обслуживания дорог различного типа и назначения. Поставляемый нами ассортимент позволяет сформировать парк мобильной техники, отличающейся надежностью, функциональностью и долгим сроком службы. Простой процесс эксплуатации и обслуживания оборудования «РР-СИСТЕМС» делает его оптимальным выбором для проведения небольших объемов дорожных работ, где не актуально и дорого использовать габаритную спецтехнику.
Полный ассортимент дорожного оборудования с указанием цен и характеристик доступен в каталоге компании «РР-СИСТЕМС». Заказ товаров от производителя можно сделать как на сайте, так и у консультантов компании по контактному телефону.