Теплый асфальтобетон: технология, материалы, оборудование и особенности

Наиболее распространенным вариантом для обустройства дорог сегодня является использование технологий горячего и холодного асфальтирования. При этом постоянно ужесточаемые требования к качеству покрытия и ежегодно возрастающий уровень нагрузки на дороги вынуждает российские дорожно-строительные компании активно внедрять новые современные технологии, позволяющие обеспечивать максимально качественные результаты строительства при более низких затратах на производство материалов и поведение их укладки.

укладка асфальтобетона фото

По своим техническим параметрам и важным эксплуатационным особенностям достойную конкуренцию горячим асфальтобетонам способен составить теплый асфальтобетон (ТАБ). Такие смеси характеризуются достаточно простым процессом производства и благодаря ряду отдельных преимуществ позволяют продлить межремонтный срок эксплуатации автодорог.

Что такое ТАБ?

По сравнению с горячим асфальтобетоном ТАБ имеет температуру на 30-40 градусов меньше, поэтому показатели его нагрева варьируются в диапазоне 100-120 градусов.

Благодаря более низкой температуре производства этой категории дорожно-строительных материалов обеспечивается минимизация окислительных процессов и снижается вязкость битума, что положительно сказывается на уплотнительных свойствах смесей и позволяет расширить сезонные рамки на проведение укладки дорожных покрытий.

Для российских реалий, где в проведении реконструкции нуждается огромное количество дорог, фактор сезонности имеет огромное значение, поэтому применение теплого асфальта позволит ускорить сроки выполнения ремонтных мероприятий.

Подводя итоги по преимуществам ТАБ, можно отметить, что такой материал позволяет получить более долговечное покрытие, характеризующее стойкостью к разрушениям и внешним воздействиям.

В числе основных достоинств теплого асфальта можно выделить:

  • Экологичность – меньшее количество вредных выбросов в атмосферу при производстве.
  • Экономичность в производстве, способствующая снижению расходов на строительство и реконструкцию дорог.
  • Укладка при более низких температурах окружающей среды.
  • Высокие прочностные характеристики полученного покрытия.

Сфера применения теплых асфальтобетонов

В России ТАБ постепенно набирает популярность при строительстве и ремонте:

  • Автомобильных дорог любого типа и назначения.
  • Тротуаров, пешеходных дорожек, парковок, придомовых площадок.
  • Покрытий в аэропортах, на промышленных предприятиях, мостах и других типах объектов, специфика эксплуатации которых диктует необходимость высокого качества и надежности асфальта.

Использование ТАБ не является абсолютно новой технологией, поскольку этот вариант асфальтирования практиковался еще советскими дорожно-ремонтными организациями, но со временем существующие наработки были практически забыты.

Сегодня они активно возрождаются и постепенно набирают обороты в России, а технологии производства и укладки теплых асфальтобетонных смесей постоянно выходят на новый виток качества.

Состав теплых асфальтобетонных смесей

Основным связующим компонентом ТАБ является битум, дополняемый различными минеральными добавками, фракционными материалами и другими типами наполнителей, выбор которых продиктован актуальными требованиями к свойствам и техническим характеристикам готовой смеси. Все типы добавок и наполнителей, исключая битумную основу, являющуюся обязательным компонентом, подбираются индивидуально, что распространяется не только на тип материалов, но и на возможность регулирования их количества в общих объемах смеси.

Например, песок в теплом асфальтобетоне выступает в качестве мелкой основы и наполнителя, снижающего уровень текучести смеси и повышающего ее плотность.

Также введение песка необходимо и при создании специальных смесей, включающих в своем составе цемент. Наличие песка в этих материалах обеспечивает высокое качество цементизации и способствует высокой прочности готового дорожного покрытия. Различные типы минеральных добавок (известняк, песчаник и прочее) предназначаются для заполнения мелких пустот.

Нередко в состав теплого асфальта также вводится резиновая крошка, которая обеспечивает смеси большую пластичность и стойкость к воздействию влаги. Благодаря таким свойствам покрытие меньше подвержено образованию трещин и разрушениям, имеет высокую долговечность и износостойкость.

Классификация

Главным параметром, на основании которого выполняется классификация ТАБ, является фракция введенного в его состав щебня. В соответствии с указанным параметром смеси подразделяются на:

мелкий щебень фото

ПЛОТНЫЕ

Смеси включают мелкофракционный щебень, обеспечивающий их плотную структуру. Основным назначением таких теплых асфальтобетонов является формирование верхнего слоя дорожного покрытия.

средний щебень фото

ПОРИСТЫЕ

Имеют меньшее количество битума в своем в составе и включают среднефракционный щебень размером 15-25 мм. Назначением такого асфальта является формирование нижних слоев дорожных покрытий.

крупный щебень фото

ВЫСОКОПОРИСТЫЕ

Составы, включающие щебень большой фракции (до 40 мм), хорошо подходят для оснований автодорог с высокой интенсивностью движения. Щебень обеспечивает высокий уровень водонепроницаемости, предупреждает размывание, сдвиги и проседание основания.

Производственная технология

На сегодняшний день существует несколько технологий производства теплого асфальтобетона, но вне зависимости от выбранной стратегии, каждая из них направлена на уменьшение температуры выпуска материалов и снижение вязкости битума. В России наиболее распространенной технологией производства ТАБ является внесение различного рода добавок в связующий компонент (битум), нагретый до необходимой температуры.

Производственный цикл таких теплых асфальтобетонных смесей состоит из следующих этапов:

  • Подготовка компонентов. Песок, щебень и прочие добавки должны добавляться к битуму только в полностью сухом состоянии. Даже минимальный процент влажности компонентов оказывает неблаготворное влияние на прочность дорожного покрытия, впоследствии уложенного из такой смеси. Устранить влагу из компонентов позволяет их предварительная просушка, выполняемая под воздействием высоких температур (150 градусов). Помимо просушки также выполняются другие циклы подготовки: просеивание щебня и проведение дробления для получения необходимой фракции компонентов.
  • Смешивание компонентов. Подготовленные материалы поступают в бункер с нагретой битумной массой, где их введение в состав и равномерное распределение осуществляется в процессе перемешивания смеси. Если осуществляется производство асфальта с включением каучуковой крошки, то этот компонент добавляется в уже готовую к применению смесь.

Смешивание битума с дополнительными компонентами характеризуется простотой производственного цикла, но по качеству надежности и стабильности результата такая стратегия изготовления асфальтобетонных составов значительно уступает технологии механического вспенивания. Основой этой технологии является снижение вязкости битума за счет добавления воды в коллектор через специальные форсунки, ее перемешивание с основой до образования пены и последующее испарение избыточной влаги. Благодаря отсутствию необходимости в применении органических или химических добавок, вспенивание позволяет получить самый предсказуемый результат и стабильные свойства готовой продукции при сохранении существующей на предприятии рецептуры теплого асфальтобетона.

Технология вспенивания получила максимально широкую распространенность в США, где таким способом изготавливается порядка 90% продукции. При этом дополнительные расходы, необходимые на установку дополнительного оборудования, полностью оправдывают себя при значительных объемах производства.

Доставка асфальта к месту проведения работ

При небольшой удаленности от места строительства, поставка готового материала выполняется в самосвалах, имеющих грузовой отсек, и способных перевозить горячие смеси. Перевозка теплых асфальтобетонных составов на большие расстояния потребует применения кохеров, емкости которых работают по принципу теплосберегающих контейнеров.

Укладка теплого асфальтобетона

Когда готовая смесь доставлена на место проведения работ, можно приступать к укладке дорожного покрытия. Этот процесс делится на следующие этапы:

Подготовительные работы. Укладка асфальтобетонной смеси производится на заранее подготовленное основание, соответствующее проектным требованиям, предусмотренным для возводимой дороги.

Поверхность основания должна быть выровнена и очищена от загрязнений, если речь идет о ремонте и укладке нового покрытия на месте ранее эксплуатируемой дороги. По завершению подготовки общую площадь основания разделяют на отдельные зоны и устанавливают боковые упоры.

Уплотнение. Чтобы хорошо уплотнить смесь, придав ей необходимую прочность и жесткость, используют специальные пневмоколесные катки. Небольшие участки можно уплотнить с применением ручного мобильного оборудования (вибролплиты и прочее).

Подгрунтовка. Завершающим циклом в проведении подготовительных работ является подгрунтовка. Под подгрунтовкой подразумевается распыление жидкого битума на поверхность основания для обеспечения более качественного сцепления с укладываемым асфальтом.

Укладка теплого асфальтобетона. После того, как подгрунтовка загустела, выполняется укладка материала, осуществляемая при помощи асфальтоукладчиков. При небольших объемах работ допускается ручной способ укладки. Формирование асфальтобетонного покрытия предполагает его укладку в несколько слоев. Нижний слой выполняет выравнивающие функции, а для его формирования применяют пористые асфальтобетонные составы, структура которых обеспечивает более качественное сцепление с дорожным основанием и верхними слоями покрытия. Укладка верхнего слоя должна выполняться оперативно, до остывания и загрязнения нижней части.

Особую сложность представляет укладка толстослойного асфальта, поскольку расход материалов в этой ситуации вырастет втрое и более по сравнению с формированием стандартного тонкослойного покрытия. Для обеспечения таких строительных процессов обязательно потребуются высокомощные, крупногабаритные укладчики с вместительным бункером, способные формировать полосу с шириной от 7 метров. Технология прокладки толстослойного асфальта позволяет получить более плотное и долговечное покрытие при незначительном увеличении трудозатрат.

Используемое оборудование

Производя укладку и ремонт дорог с применением теплых асфальтобетонных смесей необходимо позаботиться о полноценном техническом и материально оснащении. Качественное оборудование и материалы для ремонта дорог в обширном ассортименте товарных позиций предлагаются в каталоге российской компании-производителя «РР-СИСТЕМС». Для обеспечения процессов строительства и обслуживания дорожных покрытий мы предлагаем:

тепловое копье фото

Чтобы ознакомиться с ассортиментом оборудования и материалов, воспользуйтесь каталогом на сайте «РР-СИСТЕМС».

Оформление заказов на покупку необходимой продукции можно осуществить как в онлайн режиме, так и по контактному телефону.