Укладка асфальта на бетонном основании: технология, материалы, нормы, оборудование, обслуживание

При обустройстве дорог различного типа и назначения наиболее востребованным вариантом покрытия является асфальт. Этот дорожно-строительный материал ценится за великолепные эксплуатационные свойства и долговечность, а характеристики полученного покрытия зависят от используемой технологии и от того, какой тип основания был обустроен при прокладке дороги.

Укладка асфальта фото

В подавляющем большинстве случаев основа формируется из гравия и щебня, но при необходимости получения более прочного и надежного покрытия с долгим сроком службы, высокой стойкостью к износу и внешним воздействиям, осуществляется укладка асфальта на бетонном основании.

Технические требования

Основой высокого качества при укладке асфальта на основании из бетона является точное соблюдение технологии, следование установленным СНиПам и строительным нормам. Помимо следования всем актуальным требованиям исполнитель, ответственный за выполнение работ, должен иметь практические навыки и солидный опыт в прокладке асфальтобетонных покрытий. Основные ГОСТы, регламентирующие процесс дорожного строительства при совмещении покрытия из асфальта с бетонным основанием:

  • ГОСТ 7473-85. Регламентирует все основные требования и нормы, технические нюансы. Используется в качестве основной инструкции при подготовке бетонных составов.
  • ГОСТ 28013-89. Указанные нормы применяются при изготовлении асфальтобетонных составов.
  • ГОСТ 9128-97. Документ содержит требования касательно состава и характеристик различных типов бетонных смесей, применяемых при обустройстве автодорог и аэродромов.
  • ГОСТ 30413-96. Применяется при расчете параметров сцепления между покрытием и колесами транспорта. Разработан для использования по отношению к дорогам общего пользования.
  • ГОСТ 30412-96. В стандарте указываются способы замера углов и неровностей на покрытиях аэродромов и автодорогах общего пользования.
укладка асфальта фото
асфальт фото

Помимо применения ряда государственных стандартов, строительство регламентируется СНиПами, стандартизацией СЭВ и прочими техническими требованиями. Соблюдение инструкций, стандартов и норм при возведении дорог является обязательным аспектом, поскольку их нарушение чревато ухудшением эксплуатационных и прочностных характеристик дорожного покрытия.

Оптимальная технология укладки определяется в зависимости от запланированного объема работ и может быть выполнена одним из нескольких способов:

  • Автоматизированная укладка. Предполагает необходимость применения специальной дорожной спецтехники и практикуется исключительно при значительных объемах строительных работ.
  • Ручная укладка. При небольших объемах дорог, когда асфальтируются участки с малой площадью, целесообразно применять ручной способ укладки, обеспечиваемой за счет применения мобильного оборудования.

Применяемые материалы

Используемые в ходе дорожного строительства материалы имеют первостепенное значение, поскольку от их качества зависят характеристики покрытия, а от стоимости — финансовая составляющая проводимых работ.

Важно соблюсти баланс между этими двумя критериями, поскольку экономическая выгода, полученная при укладке асфальта, впоследствии может обернуться чрезмерными тратами на последующее содержание и обслуживание покрытия, спровоцированными использованием некачественных материалов и последующим ускоренным износом, а также деформацией дорог.

На современном рынке дорожно-строительных материалов представлен огромный ассортимент продукции, принадлежащей к различной ценовой категории. Очень велик выбор готовых смесей и растворов, при помощи которых можно качественно укрепить грунт, обеспечив дороге большую долговечность при последующей эксплуатации. Принцип действия таких материалов заключается в том, что они качественно скрепляют между собой все слои грунта, обеспечивая ему большую прочность и способность противостоять нагрузкам. Предварительное укрепление почвы является частой практикой при прокладке асфальта на бетонном основании.

Подготовительные работы перед обустройством бетонного основания

Перед закладкой бетонного раствора на грунт в обязательном порядке проводится комплекс подготовительных мероприятий, направленных на обеспечение высокого качества дорожно-строительных работ.

Предварительные манипуляции включают следующие типы работ:

  • Удаление растений с верхнего слоя почвы с последующим проведением уплотнения, обеспечиваемого за счет многократной проходки дорожного катка. Стоит учитывать, что согласно действующих стандартов уплотненная поверхность должна быть ровной, без искусственно созданных неровностей или уклонов.
  • Обработка грунта специализированными составами, уничтожающими остатки растительности и предупреждающими ее последующее прорастание, приводящее к деформированию дороги.
  • Обустройство дренажного слоя. При формировании этого слоя используют песок гравий и щебень.
ремонт дороги фото
  • В соответствии с требованиями дренаж предпочтительно формировать из нескольких слоев, толщина которых должна быть как минимум 10 см.
  • Завершая укладку каждого последующего слоя, обязательно проводят уплотнение, а также периодически поливают основание водой для обеспечения его более эффективной усадки.

Технология укладки и уплотнения

ручная гладилка фото

По окончанию подготовительных манипуляций осуществляется заливка бетонного раствора и завершается обустройство основания.

Вне зависимости от типа материала, его укладка всегда сопровождается необходимостью строго установленной и выверенной на практике технологии. При поступлении подготовленного раствора на строительный участок рекомендовано незамедлительно осуществлять его заливку.

При этом предпочтительно покрывать материалом сразу весь участок, что необходимо для обеспечения цельного, монолитного покрытия.

Для решения такой задачи применяют либо спецтехнику (при большой площади), либо разравнивание материала при помощи ручных гладилок и швабр (на небольших и труднодоступных участках). Конечно, при ручной укладке, так же как и при автоматизированной, требуется качественное уплотнение покрытия, обеспечиваемое применением виброплит.

В соответствии с нормами госстандартов, в момент укладки температура бетонного состава должна быть не менее +100°C. При соблюдении такого температурного режима нанесенный раствор более просто и эффективно поддается уплотнению, что впоследствии положительно скажется на качестве и долговечности готового покрытия. В случае с заливкой раствора, имеющего меньшую температуру, утрамбовка основания потребует больше временных и трудовых затрат.

При уплотнении бетонного слоя применяется как ручное оборудование, так и специальная техника. В числе используемых средств:

  • Автодорожные катки.
вибротрамбовка фото

Для получения максимально ровного и гладкого основания необходимо тщательно следить за количеством проходок спецтехники и не допускать ее движения в обратном направлении. При этом рабочие органы оборудования, отвечающего за уплотнение бетонного раствора, перед началом проведения работ рекомендуется пролить водой, чтобы предупредить налипание состава, при котором сложно обеспечить покрытию необходимую гладкость. Помимо монолитной укладки и проведения уплотнения, также следует придерживаться основных строительных норм, даже в том случае, если укладка асфальтового покрытия проводится для себя.

холодный асфальт фото

Например, предполагает укладку садовой дорожки или асфальтирование придомовой территории. При частном строительстве можно обойтись для проведения проектирования, но при этом нужно обеспечить достаточную ширину покрытия, которая составляет:

  • Для подъездных путей (площадка возле ворот или гаража) предусмотрена выкладка слоя толщиной не менее 5 см.
  • Садовые дорожки и другие участки, где не предполагаются высокие нагрузки, потребуют выкладки покрытия слоем не менее 4 см.

Особенности использования асфальтобетона

Если произвести сравнение с другими типами покрытия, то можно отметить, что асфальтобетон обладает следующими преимуществами:

ПРОЧНОСТЬ

Более высокая прочность и долговечность.

ЭКОНОМИЧНОСТЬ

Высокая скорость затвердевания покрытия, обеспечивающая снижение временных расходов на проведение строительных работ.

ГЛАДКОСТЬ

Максимально гладкая поверхность верхнего слоя дороги.

СЦЕПЛЕНИЕ

Отличный уровень сцепления покрытия с колесами транспорта.

СТОЙКОСТЬ

Выраженная стойкость к внешним воздействиям.

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Способность переносить высокие нагрузки, что особо актуально для аэродромов и дорог с интенсивным транспортным движением.

Одной из важнейших особенностей при проведении укладки асфальта на бетонную основу является необходимость проведения работ в максимально быстрые сроки, особенно при формировании бетонной основы.

Несвоевременная заливка бетонного раствора приводит к тому, что он утрачивает необходимую температуру и значительно сложнее поддается трамбовке.

В числе других важных преимуществ асфальтобетона можно выделить возможность его повторного использования, для чего верхний слой дороги аккуратно снимается и отправляется на переработку, которая производится в условиях завода или непосредственно на месте строительно-ремонтных работ при наличии соответствующего оборудования. Использование материала после вторичной переработки не сказывается на качестве укладываемого из него покрытия.

Обслуживание асфальтобетонной дороги

обслуживание дорог фото

Долговечность полученного покрытия, сохранение им целостности и нормальных эксплуатационных характеристик зависит от соблюдения ряда правил касательно использования и обслуживания асфальтобетонного полотна. В первую очередь необходимо исключить возможность нагрузок на только что уложенное покрытие.

Особенно это касается различного тяжелого транспорта и гусеничной техники. Несоблюдение этого условия может привести к деформации свежеуложенного покрытия, появлению на нем вмятин, которые впоследствии спровоцируют дальнейшее разрушение и необходимость проведения преждевременного ремонта. Стоит отметить, что особую важность соблюдение сроков выдержки на полное застывание материалов имеет во время теплой погоды, поскольку при высоких температурах окружающей среды покрытие приобретает более мягкую и пластичную структуру и более подвержено повреждениям.

Впоследствии обслуживание асфальтового полотна на бетонной основе осуществляется по стандартной схеме и предполагает своевременное устранение появляющихся дефектов. Затягивание сроков проведения ремонта приводит к более серьезным деформациям и увеличивает стоимость работ.

Качественное оборудование и материалы для проведения дорожных работ

Компания «РР-СИСТЕМС» является одним из ведущих российских производителей дорожно-строительного оборудования, инструментов и материалов, при помощи которых можно обеспечить должный уровень качества каждого цикла работ.

Каталог продукции, которую мы предлагаем заказчикам, включает:

швонарезчик фото
виброплита фото

Главные преимущества компании
«РР-СИСТЕМС»:

  • Высокое качество, практичность и долговечность всей модельной линейки оборудования.
  • Собственное производство для разработки и постоянного совершенствования продукции.
  • Доступные цены от производителя.
  • Доставка во все регионы страны.

Чтобы ознакомиться с ассортиментом компании-производителя «РР-СИСТЕМС» и оформить заказ на покупку необходимой продукции, посетите наш официальный сайт или позвоните по контактному телефону.