Ликвидация мелких повреждений асфальтобетонных покрытий дорог

С каждым годом количество автомобилей на дорогах страны увеличивается в среднем на 7%, что способствует повышению уровня загрузки автомобильных дорог и влечет за собой ускоренный износ дорожного полотна. Согласно статистическим данным, 35% от всех дорожно-транспортных происшествий происходит из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна. Помимо этого, плохое состояние дорог снижает срок службы транспортных средств и способствует увеличению объема расхода топлива.

Степень износа дорожного покрытия разделяют на три группы:

  • I группа — разрушение дорожного полотна сопровождается появлением выбоин, проломов, больших трещин, которые угрожают безопасности движения автомобильного транспорта и требуют срочного ремонта.
  • II группа — на дорожном полотне наблюдаются мелкие выбоины, волнообразные неровности, сетка трещин, которые снижают скорость движения автомобильного транспорта, но не угрожают его безопасности.
  • III группа — несущественные трещины, шелушение, поверхностный износ полотна, влияющие только на комфортность передвижения автомобиля.
трещины на дороге фото

Ремонт асфальтобетонного покрытия дорог лучше всего осуществлять на раннем этапе их возникновения (III группа), так как со временем эти мелкие повреждения переходят в более опасные группы износа.

Виды мелких повреждений и причины их возникновения

Под мелким повреждением подразумевается частичное разрушение верхнего слоя дорожного покрытия, не требующее полной замены всех слоев дорожного полотна. Такие дефекты, как правило, носят локальный характер, а их возникновение происходит по ряду следующих причин:

path-sand-rock-grungy-texture-floor-1172692-pxhere.com

Температурные трещины с шириной раскрытия до 3 см образуются за счет резкой усадки дорожного полотна под воздействием сезонных перепадов температур.

старая дорога фото

Шелушение или выкрашивание появляется в результате потери плотности сцепления щебня с битумом. Данные дефекты характеризуются глубиной разрушения дорожного полотна до 3 см и площадью до 200 см².

Волнообразование полотна появляется в местах резкого торможения автотранспорта у светофоров, на спусках дорог и в районах остановки общественного транспорта. Возникает вследствие недостаточной сдвигоустойчивости асфальтобетонной смеси во время высокотемпературного воздействия солнечных лучей на полотно.

плохая дорога

Одиночные выбоины глубиной 3 см и более, образованные в процессе длительного разрушения трещин полотна колесами автотранспорта.

асфальт ремонт вручную фото

Технологические трещины и швы вдоль или поперек дорожного полотна. Возникновение их происходит из-за нарушения технологии укладки асфальта, использования некачественных материалов или ошибок при изготовлении дорожной смеси.

Оценка мелких повреждений дорожного покрытия

Визуальный контроль состояния дорожного полотна в процессе его эксплуатации выполняется в соответствии с действующими дорожными нормами. Комплексное проведение контроля предполагает оценку ряда параметров, таких как:

  • Продольная и поперечная ровность покрытия.
  • Коэффициент сцепления.
  • Поперечный уклон полотна.
  • Наличие поверхностных повреждений.

На основании полученных контрольных данных устанавливаются мероприятия по устранению мелких повреждений дорожного полотна.

дорожный конус знак

Ремонт трещин и восстановление покрытия асфальтобетонных дорог

старая дорога фото

Правила ремонта и содержания автомобильных дорог регламентируются действующими ведомственными строительными нормами, а также отраслевыми дорожными методическими документами (ОДМ).

Основные задачи по удалению мелких дефектов верхнего слоя асфальтобетонных дорог заключаются в снятии поврежденного слоя, создании паза необходимой геометрической формы, очистки его от мусора и заливки специальными мастиками, которые соответствуют климатическим условиям региона зоны выполнения ремонтных работ.

Согласно ОДМ трещины, которые образовываются в верхнем слое автомобильных дорог, в зависимости от ширины раскрытия разделяют на три категории:

  • Узкие — ширина раскрытия до 5 мм. Заделка таких трещин выполняется методом заливки их битумной или мастичной смесью. Перед заливкой предварительно проводится очистка восстанавливаемого участка от мусора и его просушка сжатым горячим воздухом.
  • Средние — ширина раскрытия до 20 мм. Восстановление и ремонт данных трещин выполняется с помощью специализированных механических инструментов. Перед заливкой трещины битумной мастикой необходимо выполнить подрезку ее краев, сформировав этим специальный паз. При выборе режущего инструмента необходимо учитывать состав асфальтобетона, чтобы избежать дополнительного повреждения кромок трещины. Так для реза дорожного покрытия, изготовленного из фракции крупностью до 20 мм, используются фрезы с твердосплавной наплавкой.
  • Для фракции более 20 мм рекомендовано использовать алмазный инструмент. После выравнивания кромки нужно произвести удаление мусора и просушку паза, заполнить полость трещины битумной мастикой, засыпать место ремонта песком. Песок необходим для формирования шероховатости покрытия, предотвращения налипания мастики на колеса автомобиля, а также для снижения ее текучести.
  • Широкие — раскрытие от 20 мм и более. Подготовка к ремонту выполняется также, как и для средних трещин (подрезка кромок, очистка от мусора и просушка от влаги). После подготовки выполняется подгрунтовка боковых кромок трещины. Заделка трещины осуществляется с помощью щебеночно-мастичной смеси, с дальнейшим ее уплотнением.

Требования к процессу ремонта

При проведении работ по ремонту покрытия дорог необходимо придерживаться допустимых временных рамок между технологическими операциями, которые составляют:

  • Выполнение кромок трещин — до 3 часов.
  • Очистка восстанавливаемого участка от мусора — до 1 часа.
  • Прогрев боковых стенок — до 0,5 минут.
  • Заливка битумно-мастичной смеси — до 10 минут.
  • Присыпка поверхности смеси песком — сразу после герметизации.

Этапы ремонта

Ремонт выбоин производится методом нарезания карт. Данный метод выполняется в два этапа:

ремонт ямочный фото
  • Подготовительный. На этом этапе выполняются подготовительные работы, которые включают в себя: очистку от влаги, грязи и мусора поврежденного участка и прилегающего дорожного покрытия, нанесение линии реза по контуру восстанавливаемого участка, удаление с помощью инструмента старого покрытия на всю глубину впадины и формирование ее кромки, повторную очистку и просушку выбоины.
  • Основной. Данный этап предусматривает обработку стенок и дна ремонтируемой выбоины жидким битумным раствором с последующим заполнением асфальтобетонной смесью.

Способы ремонта

Нанесение ремонтной смеси может выполняться следующими технологическими способами:

  • Горячий. До начала нанесения асфальтной смеси ее разогревают до 130°С, при этом температура наружного воздуха должна быть не ниже +5°С.
  • Холодный. Подготовка ремонтной смеси выполняется методом смешивания битумной смолы со специальными растворителями. Прочность данной смеси хуже, чем у состава, приготовленного горячим способом, но ее преимущество заключается в возможности использования при низких температурах.
дорожный ремонт фото

Инструменты и оборудование для дорожно-строительных работ

Все основные технологические операции по устранению мелких повреждений дорожного полотна выполняются с помощью ручного инструмента и переносного дорожно-строительного оборудования. Наиболее часто используются инструменты и оборудование для ремонта дорог следующего типа:

битумоварка

Передвижные битумоварки. Мобильные битумоварки представляют собой передвижной термоизолированный котел, внутри которого осуществляется равномерный подогрев рабочих смесей с помощью газовой горелки.

111-kopye

Тепловые копья. Данная портативная установка за счет своей конструкции способна вырабатывать мощный поток горячего воздуха. Ее используют на этапе подготовительных работ для очистки ремонтируемого участка от частиц мусора (грязи, пыли, мелких камней) и одновременной просушки его от влаги. Также с ее помощью можно производить подогрев асфальтобетонных покрытий.

ручная трамбовка фото

Ручные трамбовки. Ручной инструмент для трамбовки асфальтобетонной смеси.

Vektor-VFS-350A-4-

Швонарезчики. Профессиональное специализированное оборудование, используемое для нарезки кромок шва и создания паза для трещин. В большинстве случаев оборудование комплектуется режущим алмазным диском, который способен выполнять нарезку швов в камне, бетоне и асфальте.

гудронатор фото

Гудронаторы. Оборудование для равномерного нанесения битумных эмульсий, как на горизонтальные, так и на вертикальные поверхности.

лейка фото

Переносные лейки для битума. Используются для переноса и заливки трещин битумом в дорожном полотне.

ручной заливщик швов ПКЗ-70 фото

Ручные заливщики швов. С помощью данного оборудования выполняется плотная заливка трещин и швов битумом под давлением. Помимо этого, эти установки способны выполнять плавление битума с помощью высоких температур, поддерживать необходимую температуру для сохранения смеси в жидком состоянии и обеспечивать регулировку расхода материала.

виброплита фото

Вибротрамбовки или виброплиты. Используются для качественного уплотнения асфальтной смеси в процессе ремонта выбоин.

Утюжок_0

Утюжки для промазывания битумных швов. Простой и надежный ручной инструмент для заливки швов битумной смесью.

Купить дорожно-строительный инструмент и оборудование от производителя

Огромный ассортимент инструментов и оборудования для дорожно-строительных работ изготавливает компания «РР-СИСТЕМС».

Собственная производственная база и многолетний опыт в сфере производства ремонтно-дорожного оборудования позволяет компании изготавливать качественное, долговечное, надежное оборудование и инструменты. Купить товары «РР-СИСТЕМС» можно с помощью оформленной онлайн-заявки на сайте или при обращении по контактному телефону.