Выбор асфальтового покрытия

Технологии дорожного строительства совершенствуются с каждым годом – происходит это по мере развития конструктивных инновационных решений, а также расширения перечня применяемых дорожных материалов и оборудования. 

Главными факторами прорыва в дорожно-строительной сфере являются повышение требований к безопасности и комфорту передвижения по дороге; а также оптимизация расходов на строительство дорог и сопутствующей транспортной инфраструктуры.

дорога фото

В современной практике дорожного строительства большое внимание уделяется созданию и внедрению комплексных решений, включающих в себя минимизацию финансовых, материальных, трудовых затрат, а также сроков строительства при сохранении должного уровня потребительских характеристик полотна.

Состояние и срок эксплуатации покрытия напрямую зависит от степени нагрузки на полотно, климатических особенностей региона, соблюдения технологий строительства дорог. Но одним и самых главных критериев можно назвать правильный и рациональный выбор асфальтового покрытия для укладки дорог.

Типы асфальта

Автомобильные дороги представляют собой комплекс инженерных сооружений, предназначенных для передвижения транспортных средств. Асфальт – самый распространенный и широко востребованный дорожно-строительный материал, наиболее часто используемый в качестве укладки дорожного покрытия. Выбор материала обусловлен его отличными эксплуатационными характеристиками и стойкостью к высоким механическим нагрузкам.

Асфальт представляет собой смесь на основе битума или дегтя с минеральными составляющими (гравий, щебень, песок), и прочими модифицирующими наполнителями (добавками), функциями которых служат улучшение звукоизоляционных параметров, а также увеличение степени шероховатости покрытия и повышение степени сцепления колесных покрышек с дорожным полотном. Каждый компонент в составе смеси играет определенную роль и помогает придать асфальтобетону определенные свойства, определяющие его назначение и условия эксплуатации.

ремонт дороги фото

Прочностные характеристики асфальтобетона определяются именно процентным соотношением составляющих асфальтобетонной смеси. Таким образом, несмотря на общее название, существует несколько видов асфальтового покрытия, для каждого из которых имеются свои определенные условия эксплуатации. Разумеется, для строительства тротуарной дорожки и федеральной трассы используются разные виды смеси.

Классификация асфальта в зависимости от пропорций содержащихся в нем компонентов

В зависимости от количественного содержания минеральной составляющей асфальтобетонная смесь подразделяется на два основных вида.

Щебеночно-мастичный асфальт фото

Щебеночно-мастичный

Щебеночно-мастичный асфальтобетон – в основе материала лежит высококачественный щебень крупной фракции, преимущественно кубической формы. Именно щебень и создаёт основу прочности материала. Широко применяется для прокладки городских дорог с высокими показателями интенсивности дорожного движения, скоростных автомагистралей, а также в строительстве аэродромов (взлетно-посадочной полосы).

Высокую популярность ЩМА получил за счет своей устойчивости к деформациям и длительного срока эксплуатации без необходимости кардинальных ремонтных вмешательств. Щебеночный каркас принимает на себя все нагрузки от проезжающего транспорта, в результате чего деформации как в поперечном направлении, так и в продольном, образуются значительно реже и в существенно меньших количествах.

В состав ЩМА обязательно добавляются стабилизаторы, позволяющие сохранить однородность массы и насытить её необходимыми потребительскими качествами.

песчаный асфальт

Песчаная смесь

Песчаная смесь. Отличается относительно однородной структурой. В песочном асфальтобетоне песок играет роль наполнителя – его качество ощутимо влияет на характеристики смеси. Чаще всего используется для дорог районного значения: тротуарных, парковых и велосипедных дорожек, пешеходных переходов, городских площадей, детских площадок. Среди преимуществ можно выделить низкую себестоимость, износостойкость, устойчивость к воздействию влаги, экологичность. К недостаткам относят высокую пластичность при жаркой летней погоде, необходимость строгого соблюдения пропорций состава при приготовлении смеси, низкую сдвигоустойчивость.

Различают также просто щебеночный и гравийный наполнитель, с помощью которого создаётся асфальтобетон высокопористого типа. В производстве гравийного асфальтобетона используется горный, ледниковый, речной, морской или озерной гравий, который мелко дробят. Щебеночные смеси изготавливаются из щебня осадочных, метаморфических и изверженных горных пород, а также металлургического шлака.

Разновидности асфальтобетона по размеру зерен

На качество асфальтобетона имеет прямое влияние не только происхождение каменной составляющей и её физико-химические характеристики, но и габариты, а также геометрическая форма фракций. Для достижения необходимых показателей крупные камни дробятся и измельчаются до необходимых размеров.
Асфальтобетон классифицируется в зависимости от размера зерен, входящих в их состав минеральных компонентов на крупнозернистый и мелкозернистый.

Мелкозернистый

Размер зерен в мелкозернистом асфальтобетоне достигает размеров 5-20 мм. Некоторое время назад такой асфальт характеризовался плохой переносимостью перепадов температур, высокой влажности, а также воздействия солнечных лучей – из-за способности накапливать пластические деформации, на покрытии быстро образовывалась колея. Однако современные производители смогли решить эту проблему путем корректировки состава материала и использования специальных присадок – сегодня мелкозернистый асфальтобетон имеет широкий диапазон сфер назначения и широко применяется в ремонте и строительстве дорог различного назначения.

Щебенистые мелкозернистые смеси относятся к типам А и Б – содержание щебня составляет от 40-60% в общей массе, асфальтобетон отличается высокой плотностью, остаточная пористость составляет 2,5-5%. Используется такая смесь для устройства верхних слоев покрытий при новом строительстве или капитальном ремонте дорожных полотен, взлетно-посадочных полос аэродромов, а также трасс с интенсивным потоком движения.

Мелкозернистые смеси с содержанием природного песка отличаются меньшей прочностью. В основном применяются в благоустройстве придомовых территорий, тротуаров, различных площадок и в строительстве дорог с низкой интенсивностью движения.

Крупнозернистый

грузовик на дороге фото

Максимальный размер гравия или щебня в крупнозернистом асфальтобетоне, составляет 40 мм, содержание щебня до 60%, остаточная пористость от 5 до 10%. Такие смеси зачастую используются в качестве несущего слоя, на который сверху укладывается мелкозернистый асфальт – в дорожном строительстве такая технология называется двухслойное асфальтирование.

Главным преимуществом асфальта с крупными зернами можно назвать высокие прочностные качества и способность выдерживать большие нагрузки при интенсивном движении, в том числе от движения грузовых тяжеловесных автомобилей. Такая смесь применяется для асфальтирования загородных трасс областного и федерального значения, создания покрытий парковочных и стояночных зон, асфальтирования территорий вокруг промышленных объектов.

Горячие и холодные асфальтобетонные смеси: преимущества и условия применения

В зависимости от состава смеси и метода её укладки, асфальтобетон подразделяется на холодный и горячий. Наиболее востребованным материалом для строительства считается горячий асфальт – смесь на основе жидких и вязких нефтяных битумов, изготавливаемая в высокотемпературном режиме. Температура асфальта при укладке составляет не менее 120°С.

Технология укладки горячего асфальта имеет массу неоспоримых преимуществ:

  1. Невысокая стоимость;
  2. Отличная морозостойкость и холодостойкость готового дорожного покрытия;
  3. Прочность, износостойкость;
  4. Длительный срок эксплуатации;
  5. Возможность варьирования характеристик смеси в широком диапазоне;
  6. В некоторых случаях – возможность снижения себестоимости дорожно-строительных работ, связанная с отсутствием необходимости его транспортировки. При незначительных объемах работ смесь изготавливается с помощью специальных установок непосредственно на месте их проведения.

Среди недостатков можно выделить: ограничение по погодным условиям (допустимый минимум -5°С и отсутствие атмосферных осадков), а также короткий срок хранения готовой асфальтобетонной смеси.

Холодный асфальт изготавливается на базе жидкого нефтяного битума, но термическая обработка компонентов смеси происходит при гораздо более низкой температуре, чем в технологии производства горячего асфальта.

Преимущества использования холодной асфальтобетонной смеси:

  • Возможность укладки при отрицательных температурах и высокой влажности;
  • Длительное сохранение характеристик готового дорожно-строительного материала.

Из недостатков отмечают неспособность выдерживать высокие нормативные нагрузки при достаточно высокой стоимости материала. Таким образом, холодный асфальт широко применяется для сооружения площадок, предназначенных под небольшую нагрузку, а также для осуществления всех видов ямочного ремонта, в том числе и на загородных трассах.

Литой асфальт

велодорожка литой асфальт

В странах Западной Европы и Северной Америки литой асфальт пользуется все большей популярностью и все чаще рекомендуется для строительства покрытий магистральных дорог, автострад, городских улиц и дорог, проезжих частей мостов и эстакад, покрытий набережных и аллей, тротуарных и велосипедных дорожек. Такой тип асфальта характеризуется прекрасными эксплуатационными свойствами – оптимальная степень шероховатости и высокие показатели ровности, необходимые для скоростного легкового движения, и соответствие повышенным требованиям прочности и устойчивости дорожной одежды для грузового движения с тяжелой нагрузкой на полотно.

В составе литого асфальтобетона: минеральная часть с определенным зерновым составом, находящаяся в горячем состоянии и обработанная органическим вяжущим (как правило, модифицированным битумом). Смесь укладывается на подготовленное основание в горячем состоянии ручным или механизированным способом. В результате получается пластичная масса с минимальной пористостью, которая не уплотняется под воздействием проезжающего транспорта.

В России технология укладки литого асфальтобетона успешно применяется уже более 10-ти лет – покрытие можно встретить на многих искусственных сооружениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области: мостах и путепроводах.

Различные классификации асфальтобетонной смеси определяют конкретные условия и возможные места укладки асфальта в зависимости от его назначения. Стоит отметить, что правильный выбор асфальтобетона по его характеристикам и показателям (размер и состав зёрен, остаточная пористость и плотность, температура укладки и пр.), а также полное соблюдение технологии укладки дорожного полотна по ГОСТу, оказывает прямое влияние на долговечность и износостойкость покрытия.

А за счет использования качественного дорожного оборудования, инструментов, материалов для ремонта и строительства дорог можно значительно сократить не только трудовые и временные затраты, но и снизить себестоимость ремонта и строительства дорог в долгосрочной перспективе.

дорожные работы рабочий

Где купить?

Компания «РР-СИСТЕМС» приглашает на страницы электронного каталога нашего официального сайта, где можно подробно ознакомиться с широким ассортиментом высококачественного дорожно-строительного оборудования и инструмента собственного производства.

  1. Ручные заливщики швов;
  2. Гудронаторы;
  3. Швонарезчики;
  4. Виброплиты;
  5. Битумоварки;
  6. Дорожный инструмент;
  7. Полимерно-битумные и мастичные материалы, а также герметики для дорожного строительства;
  8. И многое-многое другое для качественного и удобного проведения дорожно-строительных работ.
виброплита фото

Представители нашей компании всегда готовы ответить на любые вопросы и помочь сделать правильный выбор в соответствии с технической задачей клиента. Подробные характеристики товаров специалисты компании предоставят по запросу – вы можете связаться с нами любым удобным способом.