Обслуживание и ремонт системы водоотведения автомобильных дорог

Важнейшим параметром, влияющим на транспортно-эксплуатационное состояние автодорог и срок их службы, является надлежащее состояние системы водоотведения.

лужи на дороге фото

Некачественная организация или несвоевременное обслуживание таких систем приводит к тому, что вода недостаточно хорошо отводится с дорожной поверхности. Ее постоянный застой неблагоприятно сказывается на прочности дорожных одежд, провоцируя их ускоренное разрушение, способствует снижению плотности грунта, ведет к ухудшению параметров безопасности и удобства в эксплуатации дороги, сокращению интервалов между проведением ремонтно-восстановительных работ.

Основные элементы системы водоотведения

Основным назначением водоотводной системы является защита всех слоев дорожных одежд от разрушительного влияния атмосферных осадков путем их отвода с поверхности проезжей части автодорог. При недостаточно качественном отводе вода скапливается на поверхности покрытия, изменяя водно-тепловой режим дорожных одежд и грунта, проникает в различные слои дороги сквозь мелкие трещины и температурные швы.

Скопление жидкости заметно ухудшает сцепные качества и снижает уровень безопасности движения.

Система водоотведения автомобильных дорог служит для оттока излишков воды с покрытия и защиты всех слоев дорожных одежд от разрушения атмосферными осадками. В числе основных конструктивных элементов системы водоотведения можно выделить следующие:

  • Обустройство поверхностного водоотвода за счет проектирования и строительства дорог по определенной схеме, обеспечивающей свободное стекание воды с их поверхности.
  • Сточные канавы и водосборные лотки, в которые стекают атмосферные осадки и транспортируются в место сброса.
  • Водостоки ливневой канализации, по которым обеспечивается сброс воды в коллекторы.
  • Ливневый коллектор. Обустройство коллекторов под автомобильными дорогами осуществляется в том случае, если обеспечить отток осадков по водосточным канавам невозможно. Коллекторы выступают в качестве приемника для сбора воды и ее последующего перемещения в систему городской канализации.
  • Полностью обустроенные и хорошо укрепленные обочины, ограждающие дорожное основание от разрушения.
  • Слой износа из литых асфальтобетонных составов для по герметизации дорожного покрытия. Безремонтный срок службы слоя износа составляет в среднем 3-5 лет.
  • Обработка дороги специальными составами, обеспечивающими дополнительную защиту от воздействия влаги.

Обслуживание водоотводных систем автомобильных дорог

Для того чтобы ливневой водоотвод в полной мере выполнял свои задачи, все элементы системы должны проходить регулярное обслуживание, что предполагает проведение следующих работ:

  • Очистка водосборных лотков и ливневых решеток от различного мусора (листьев, камней, веток и прочего). Процедура должна проводиться ежеквартально или чаще, что позволит предупредить появление засора.
  • Очистка коллектора от мусора, проведение промывки с целью предупреждения его заиливания или засорения в результате скопления различных отложений. Обслуживание коллектора выполняется по мере необходимости (в среднем раз в 2-3 года или чаще).
  • Обработка дорожного покрытия жидкими полимерами. Нанесение таких составов обеспечивает дополнительную герметизацию, продлевает срок службы слоя износа и предупреждает преждевременное разрушение дорожных одежд. Благодаря обеспечению дополнительной защиты минимизируются затраты на проведение восстановительных работ, поскольку покрытие лучше сохраняет целостность и реже требует ремонта.
  • Трещины, выбоины, ямы и прочие дефекты должны устраняться по мере необходимости, без ожидания наступления сроков планового обслуживания. Несвоевременное выполнение ремонтных работ по устранению мелких дефектов приводит к более серьезным разрушениям верхнего покрытия, а со временем может стать причиной деформации более глубоких слоев дорожных одежд, впредь до вымывания и проседания грунта.
  • Водосливные сооружения проходят обслуживание раз в 5-8 лет, что предполагает их очистку от загрязнений, препятствующих свободному оттоку воды.
  • Восстановление тонкого слоя (слоя износа). Периодичность проведения таких работ определяется тем, какие материалы использованы для его обустройства. Например, тонкий слой, созданный с применением горячей битумоминеральной смеси, способен выдержать от 5 до 8 лет эксплуатации при высоком уровне нагрузок.

Поддержание всех элементов системы водоотведения в надлежащем состоянии позволяет обеспечить нормальный отток воды с поверхности автомобильных дорог, тем самым сохраняя их нормальные технико-эксплуатационные параметры.

Ремонт систем поверхностного водоотвода

Само понятие инженерные сети объединяет в себе достаточно широкий спектр коммуникаций.

Учитывая, что эффективный отток атмосферных осадков с поверхности дорог возможен только при надлежащем состоянии верхнего покрытия и всех элементов, применяемых для водосбора и перемещения воды к месту сброса, ремонт систем водоотведения может предполагать проведение следующих работ:

  • Ремонт дорожного покрытия для восстановления его целостности.
  • Обновление слоя износа.
  • Восстановление обочин.
  • Ремонт водосточных канав.
  • Ремонт сливных колодцев.
  • Ремонт коллектора.

Восстановление дорожных покрытий

Появление выбоин и трещин позволяет влаге свободно проникать в толщу дорожного полотна. Вода, просочившаяся вглубь, постепенно разрушает слои, размывает основание и грунт, что может привести к проседанию дороги и последующему сложному и дорогостоящему ремонту. Для восстановления покрытия проводят ямочный ремонт, как в рамках планового обслуживания, так и в качестве экстренных мер, позволяющих упредить дальнейшее разрушение.

Для проведения ямочного ремонта используются различные технологии. Достаточно распространено применение горячего асфальтобетона выгодно с точки зрения меньшей стоимости на материалы по сравнению с литыми смесями, но во втором случае ниже трудоемкость работ. Наиболее выгодным вариантом считается технология регенерации, поскольку такой тип работ позволяет снизить стоимость ремонта на 35-40% по сравнению с восстановлением горячими асфальтобетонными составами.

Основным оборудованием для проведения ремонта способом регенерации является многофункциональный ремонтер. Такая технология применяется при устранении небольших по размеру выбоин и является оптимальным вариантом для восстановления покрытия на автомобильных дорогах с умеренной транспортной загруженностью.

Восстановление тонкого слоя

Перед укладкой слоя износа в обязательном порядке проводится ремонт для устранения повреждений, выполняется очистка покрытия и подгрунтовка.

В качестве наиболее востребованных материалов для формирования этого слоя можно выделить битумоминеральные открытые смеси, щебеночно-мастичные составы, а также составы типа А и Б, относящиеся к группе высокоплотных и плотных смесей. Отличной укрывистостью и наибольшей долговечностью (срок службы 6-7 лет) обладают БМО-смеси. Они обеспечивают максимально качественную герметизацию, отличаются износоустойчивостью и хорошо выравнивают поверхность дорожного полотна.

Восстановление обочин

Обочины на автомобильных дорогах имеют определенный уклон, позволяющий предупредить возможность застоя воды, которая при некачественном оттоке постепенно разрушает грунт и проникает в нижние конструктивные слои дорожных одежд. В случае нарушения геометрии уклона необходимо произвести восстановление, выполнив досыпку грунта. Если устройство обочин предполагает наличие покрытия, то его при проведении ремонта снимают, после чего осуществляют засыпку грунта. После восстановления нормальной геометрии осуществляется укладка нового покрытия.

Помимо формирования уклона также практикуется укрепление обочин, для чего применяют засыпку щебня, гравия и других материалов, а также засев трав. Оптимальный вариант укрепления подбирается в соответствии с назначением автодороги и существующими климатическими условиями.

Ремонт водосточных канав и сливных колодцев

Учитывая простое устройство канав, используемых для водоотвода, их ремонт заключается в очистке от мусора, а также в борьбе с заиливанием, препятствующим свободному оттоку жидкости. Если произошло заиливание, то канавы углубляются, расширяются и укрепляются. При этом необходимо соблюдать рекомендуемые параметры поперечного уклона, чтобы обеспечить быстрый слив воды.

Ремонт сливных колодцев наиболее часто предполагает необходимость восстановления трубы, частично поврежденной или разрушенной, а также работ по замене бетонной обоймы, отвечающей за фиксацию ливневых решеток.

Ремонт коллектора

При своевременном проведении обслуживания и удалении загрязнений посредством промывки, ремонт коллекторов требуется нечасто. Основным показанием к ремонту этого элемента водоотводной системы является чрезмерное заиливание и засорение коллектора, при котором не удается решить проблему только промывкой.

Работы по ремонту коллектора отличаются максимальной трудоемкостью и включают следующие этапы:

  • Поиск зон наибольшего загрязнения.
  • Вскрытие дорожного покрытия с последующим снятием всех слоев дорожных одежд и уборкой грунта для получения доступа к коллектору.
  • Разборка верхней части коллектора и устранение засоров с применением экскаватора.
  • Замена отдельных участков трубопровода при необходимости.

Проведение восстановительных работ в этом случае может осуществляться как со вскрытием дорожного покрытия, так и с применением бестраншейных технологий. Второй вариант используется чаще и предполагает восстановление коллектора за счет прокладки труб меньшего диаметра внутрь существующих.

Помимо устранения засоров ремонт ливневого коллектора может потребоваться в результате его износа.

Оборудование для обслуживания и ремонта водоотводных систем автодорог

Эффективное проведение любых дорожных работ требует не только тяжелой спецтехники (многофункциональные ремонтеры, экскаваторы и прочее), но и наличия широкого спектра оборудования и материалов. Компания «РР-СИСТЕМС» предлагает оборудование для ремонта дорог, представленное высококачественными товарами нашего собственного производства и продукцией ведущих мировых брендов.

Для обслуживания и восстановления систем водоотведения наша компания предлагает следующие типы устройств:

  • Виброплиты. Оборудование используется для уплотнения грунта, различных материалов, обочин.
  • Швонарезчики. Необходимы для нарезки карт и вскрытия дорожного покрытия.
  • Битумоварки. Обеспечивают плавление битумных и мастичных смесей и поддержание их температуры.
виброплита фото
  • Гудронаторы. Ручные установки для нанесения полимерных составов для поверхностной герметизации дорожного покрытия, заливки небольших по размеру трещин и проведения ямочного ремонта по струйно-инъекционной технологии.
  • Дорожный инструмент. При небольших объемах работ по восстановлению покрытия целесообразно применять различные ручные приспособления: тележки, утюжки, грабли-гладилки и прочее.

Изучить весь ассортимент оборудования для ремонта дорог можно в каталоге у нас на официальном сайте. Обращайтесь в «РР-СИСТЕМС»: мы предоставляем продукцию высочайшего качества, оказываем всю необходимую помощь в подборе товаров и обеспечиваем доставку дорожно-строительного оборудования во все регионы России.