Материалы для дороги с асфальтовым покрытием
Использовать природный асфальт в повседневной жизни люди начали еще с давних времен. Доподлинно известно, что древние египтяне использовали данный материал в качестве гидроизоляции полов в зернохранилищах.
Асфальт использовался в процессе создания посуды, в качестве скрепляющего материала для стен, а также для уплотнения различных тропинок. Началом массового использования асфальта для дорожного покрытия можно считать 1832 год. Тогда в Париже асфальтом покрыли участки улиц, что впоследствии показало определенные преимущества асфальтированной улицы по сравнению с каменной.
Асфальтовое покрытие в России, а точнее в Санкт-Петербурге, впервые появилось в 1839 году, однако из-за дороговизны материала, это был небольшой участок улицы и дамбы Тучкового моста. Лишь в 1924 году после сильного наводнения в Ленинграде, из-за которого смыло деревянное покрытие дорог, было принято решение о массовом асфальтировании дорог.
Современное асфальтированное дорожное покрытие
На сегодняшний день технология устройства современного дорожного полотна регламентирована определенными требованиями, позволяющими изготавливать высокопрочное покрытие, которое обеспечивает безопасное и комфортное перемещение транспортных средств. Само полотно представляет собой конструкцию из нескольких слоев, каждый из которых выполняет определенные функции, направленные на поддержание долговечности, прочности и работоспособности дорожного полотна. Чем выше категория автомобильной дороги, тем больше должна быть ее прочность и наоборот, например, для малозагруженных автомобильных дорог достаточно использовать в качестве покрытия асфальтовую крошку.
Надежное автомобильное полотно должно состоять из таких слоев как:
- Основание.
- Подушка.
- Покрытие.
Под основанием подразумевается соответствующая подготовка грунта, в первую очередь направленная на его эффективное уплотнение. Важность этого этапа обусловлена тем, что от качества основания зависит срок службы всех остальных технологических слоев дорожного полотна.
Сама подготовка основания начинается со снятия верхнего слоя грунта или старого дорожного покрытия при помощи спецтехники (бульдозера, грейдера, отбойного молотка), после чего происходит утрамбовка или уплотнение поверхности. Для этих целей используется грунтовой виброкаток, а при небольших объемах работы используются виброплиты или вибротрамбовки.
Функциональное назначение дорожной подушки заключается в стабилизации и амортизации дорожного слоя, что подразумевает передачу и распределение давления колес автомобиля на основание. Помимо этого, она выполняет дренажную роль и предотвращает прорастание растений на поверхность. Для этих целей хорошо подходят сыпучие материалы с мелкой фракцией.
Покрытие — это основной верхний слой автомобильной дороги, воспринимающий на себя ударные нагрузки автомобильных колес и воздействие атмосферных осадков. Данный слой должен быть достаточно прочным, водонепроницаемым и хорошо противостоящим истиранию. Вид покрытия обеспечивает необходимые эксплуатационные качества дороги, то есть ровность ее поверхности и коэффициент сцепления шин с дорогой. Условно покрытие можно разделить на два слоя: верхний износостойки и нижний основной.
Необходимые материалы при устройстве асфальтированной дороги
Материалы для дороги с асфальтовым покрытием достаточно разнообразны, а их наличие в слоях дорожного полотна зависит от её категории и класса. В качестве верхнего слоя покрытия наиболее часто используются следующие виды материалов:
Песчаный. Верхний слой покрытия представляет собой смесь обыкновенного песка с битумной смолой, имеющую температуру нагрева до 200°С. Применяется для покрытия участков пешеходных дорожек, тротуаров или частной территории, так как обладает малыми прочностными характеристиками и не способно выдерживать давления колес автомобилей.
Гравийный. Обладает более высокими прочностными характеристиками, нежели предыдущий слой, что обеспечивается использованием гравия при изготовлении асфальта. Гравий перед смесью с битумной смолой дробят, за счет чего получается высокопористый тип асфальтобетона, который используется для автомобильных дорог со средней интенсивностью движения.
Щебеночно-мастичный. Наиболее востребованный тип покрытия, который чаще всего применяется для автодорог первой категории с повышенной интенсивностью движения. В результате использования щебня и специальных стабилизирующих добавок получаемая смесь обладает высокой прочностью, повышенной упругостью, при этом меньше расслаивается.
Также необходимо понимать, что долговечность верхнего слоя зависит не только от используемых материалов, но и от качества его уплотнения. Для получения наилучшего эффекта верхний слой необходимо уплотнять до его максимально низкой пористости, формируя при этом прочный каркас покрытия, который защищает нижние слои от проникновения атмосферных осадков и обеспечивает способность дороги выдерживать эксплуатационные нагрузки. Утрамбовка покрытия выполняется с помощью катков с гладкими вальцами или же, в случае работы с малыми площадями, осуществляется под воздействием виброплит, ручных виброкатков и вибротрамбовщиков. Помимо этого, данное оборудование используется для формирования углов уклона (необходимы для слива атмосферных осадков с полотна) и выравнивания полотна дороги.
Виды асфальта
По технологии укладки верхнего слоя и характеристикам материалов, можно выделить такие виды асфальта, как:
- Горячий. Данная технология подразумевает разогрев асфальтной смеси до 130°С с последующей ее укладкой при наружной температуре воздуха не ниже +5°С. Горячий асфальт используется при строительстве дорог всех категории.
- Литой. Является разновидностью технологии горячей смеси. Перед применением ее разогревают до 250°С и за счёт своей жидкой консистенции она разливается, заполняя собой рабочую зону и не требует в дальнейшем выравнивания и уплотнения, поскольку в процессе остывания материал самостоятельно приобретает нужные характеристики. Доставка литого асфальта осуществляется при помощи спецтехники с термос-бункером, а распределение по мелким участкам выполняется с использованием специальных ручных тележек.
- Холодный. Процесс приготовления смеси заключается не в ее нагреве, а подразумевает смешивание битумной смолы с растворителями.
Полученный состав идеально подходит для быстрого ямочного ремонта дорожного полотна, в том числе с возможностью выполнения работ при низких температурах окружающей среды. Перед применением холодной смеси необходимо произвести подрезку краев деформированного участка при помощи швонарезчика или дорожной пилы. Ремонтируемый участок высушить и обеспылить с помощью термокопья. На края участка нанести битумную эмульсию, засыпать смесь и произвести ее уплотнение.
Для формирования подушки дорожного полотна используются следующие материалы:
- Геотекстиль. Полотно из синтетических нитей, которое выполняет роль дренажа и препятствует прорастанию растений. Также геотекстиль выполняет функцию отделения подушечного слоя от грунта.
- Песок. Функциональное назначение данного материала заключается в амортизационном и стабилизирующем действии. Как правило, толщина песчаного слоя в подушке не превышает 40 см после утрамбовки.
- Геосетка. Аналогично, как и геотекстиль, выполняет роль разделения между слоем песка и щебня, а также частично гасит воздействие вертикальных нагрузок.
- Щебень. Основа для верхнего слоя асфальтобетона, увеличивает прочность дорожного полотна. Используется щебень различной фракции. Нижний слой укладывается щебнем фракцией до 100 мм, поверх него засыпается мелкофракционный щебень, что придает слою большую плотность.
- Битумная эмульсия. Используется для увеличения связки слоев из различных материалов. Выполняет роль грунтовки и повышает устойчивость участка к воздействию влаги. Наносится под давлением при помощи специального оборудования — гудронаторов.
В процессе укладки или ремонта дорожного полотна необходимо гарантировать безопасность рабочего персонала за счет ограждения зоны участка работ. Это осуществляется путем установки предупреждающих знаков о проведении ремонтных работ и ограждения самой зоны работ при помощи дорожных конусов и светоотражающих щитов.
Дорожное оборудование от производителя
Компания «РР-СИСТЕМС» занимается изготовлением качественного дорожного оборудования на собственной производственной базе и реализует его по приемлемым ценам. Помимо этого, наша компания предлагает различные скидки на свою продукцию.
Ассортимент товара включает в себя все необходимое оборудование для выполнения дорожных работ, а именно:
- Оборудование для плавления, разогрева, заливки или нанесения битумных материалов.
- Тепловые копья для очистки и высушивания участка работы.
- Механизмы для трамбовки или уплотнения материалов.
- Различный ручной дорожный инструмент, от ручной трамбовки до тележек различного назначения.
- Ограждающие дорожные конусы.
- Дорожные световозвращатели.
Компания выполняет доставку дорожного оборудования по Санкт-Петербургу и области и имеет возможность осуществлять пересылку товаров во все регионы России. Купить продукцию «РР-СИСТЕМС» возможно на официальном сайте компании или при оставлении заявки сотрудникам компании по контактному телефону.