Ремонт колейности на автомобильных дорогах

Ровное и максимально гладкое покрытие, без выступов, ям, выбоин и других дефектов является одним из наиболее важных критериев качества автомобильной дороги.

От него напрямую зависит безопасность всех участников дорожного движения. Колейность автодорог — это сложный тип деформации, как правило, захватывающий все слои дорожной одежды. Такой дефект характерен тем, что в местах полос наката возникает нерезкое изменение поперечного профиля в виде колеи, имеющей различную протяженность и глубину.

Колейность автодорог затрудняет передвижение транспорта, в особенности легковых автомобилей с низким просветом, и является потенциально опасным фактором, снижающим безопасность дорожного движения и повышающим уровень аварийности на проблемном участке.

Чем опасна колейность автодорог?

Для машин с низким клиренсом близкое «знакомство» с колеей нежелательно по вполне очевидным причинам, поскольку неудачная проходка по такому дефекту способна повлечь за собой повреждение различных элементов автомобиля и его последующий ремонт. Но даже при достаточно высоком просвете колейность способна представлять немалую угрозу в том случае, если проезжать ее под углом.

В этой ситуации на колеса авто оказывается различное сопротивление, что может стать причиной появления сильного вращательного импульса.

дороги с автомобилями фото
машины на дороге фото

Особо критично это на больших скоростях, поскольку транспортное средство незамедлительно попадет в занос, стремясь обернуться вокруг своей оси. Утрата контроля над транспортным средством несет угрозу как безопасности его пассажиров, так и другим участникам дорожного движения.

Помимо возможных заносов при достаточной глубине колеи затруднена перестройка транспортных средств из одного ряда в другой, поскольку автомобили при выполнении такого маневра могут опрокинуться на бок.

Причины возникновения колейности

Возникновение такого явления, как колейность, может быть вызвано целым рядом причин. Особо часто подобный дефект встречается на дорогах, построенных по старым технологиям, но и новые покрытия не всегда застрахованы от их образования, что может быть вызвано ошибками на любом из этапов их обустройства и другими неблагоприятными факторами.

Причины появления на асфальтовых автодорогах

трещины асфальт фото

Колейность наиболее часто встречается именно на асфальтовых дорогах, поскольку при всех многочисленных преимуществах, такие покрытия не имеют достаточной жесткости. Основные причины, ведущие к ее образованию:

  • Накопление остаточных деформаций. Под воздействием остаточных деформаций, накопившихся в каждом элементе дорожных одежд, включая верхнее покрытие, формируется так называемая пластическая колея, затрагивающая все слои дороги.
  • Износ верхнего покрытия под воздействием нагрузок и различных внешних факторов.
  • Неправильное определение расчетной массы автомобилей или интенсивности движения на автодороге. При превышении уровня нагрузок, предусмотренного в процессе проектирования, происходит постепенное продавливание асфальта и формирование колеи.
  • Перегрев покрытия. Летом, при повышении температуры до 30 и более градусов, асфальт размягчается и приобретает пластичность, что делает его максимально восприимчивым к внешним нагрузкам
  • Ошибки на этапе проектирования и строительства дорог. Недостаточно уплотненное основание, ошибки в расчетах, нарушение технологии, использование материалов, чьи прочностные и технические характеристики не соответствуют эксплуатационным условиям ведут к ослаблению и разрушению покрытия.
  • Температурные расширения воды. Вода также оказывает влияние на деформацию асфальтового покрытия с появлением трещин, выбоин и колей. Это происходит за счет того, что вода просачивается даже в небольшие трещинки и поры, а под воздействием низких температур она застывает и расширяется, деформируя структуру асфальта.
  • Попадание химически активных сред на поверхность асфальта. Химические реагенты для плавления льда, топливо, кислоты, моторное масло и другие среды не только оставляют свой след на дороге, но и постепенно изнашивают ее верхний слой.
  • Пучение асфальта, спровоцированное избыточным накоплением влаги в его структуре (чаще всего это явление характерно для горячего асфальтобетона, имеющего пористую структуру).

Причины появления на бетонных дорогах

Обладая большей жесткостью, чем асфальтовые покрытия, бетонные автомобильные дороги меньше склонны к появлению колей, но не застрахованы полностью от формирования такого рода деформаций. Основные факторы, приводящие к колейности на бетонных дорогах, представлены следующими причинами:

  • Пучение бетона. Невзирая на высокую прочность и жесткость, бетон имеет капиллярно-пористую структуру, поэтому накапливание влаги в таких покрытиях практически неизбежно.
  • Попадание жидкостей с агрессивным составом. Воздействие таких жидкостей изменяет характеристики бетона и повышает уровень трения от колес движущегося транспорта, что постепенно приводит к появлению колеи.
  • Ошибки на этапе расчета, проектирования и строительства автомобильной дороги, приводящие к снижению прочности и неспособности покрытия адекватно воспринимать эксплуатационные нагрузки.
строительство дороги фото
  • Укладка низкокачественного бетона. Некачественные бетонные составы под влиянием нагрузок склонны к чрезмерному пылеобразованию, что, в свою очередь, приводит к повышению уровня трения между колесами автомобилей и поверхностью дороги и к ускоренному износу бетона.

Допустимые значения колейности по ГОСТ

Согласно используемым на территории страны стандартам, покрытия автомобильных дорог не должны иметь различных выбоин, просадок, вспученных участков и прочих деформаций, которые затрудняют движение транспорта, и способны негативно повлиять на безопасность дорожного движения. При этом для таких дефектов все же предусмотрены допустимые значения, после превышения которых деформированный участок подлежит срочному ремонту. Для колей никаких допустимых значений не предусмотрено, а значит, и их устранение должно осуществляться незамедлительно в процессе текущего обслуживания или в рамках аварийного ремонта.

Ремонт колеи на асфальтобетонных дорогах

асфальт ямочный ремонт фото

Любое восстановление дорожного покрытия в первую очередь начинается с выявления причины деформаций и только после завершается ремонтом.

Компания, выполняющая ремонт автомобильной дороги, опираясь на выявленные причины и степень выраженности деформации, может выбрать оптимальную стратегию восстановления покрытия.

  • Без нарезки карт. Этот вариант оптимален в том случае, если наличие колеи обусловлено износом самого покрытия, а не деформацией глубинных слоев дорожных одежд. В такой ситуации применяется литой асфальтобетон, при помощи которого можно получить качественное и прочное покрытие, не требующее уплотнения после укладки, что снижает уровень трудоемкости и стоимость проведения дорожных работ.
  • С нарезкой карт. Такая технология ремонта предусматривает снятие дорожного покрытия на всей протяженности участка дороги, где образовалась колея. Снятие верхних слоев дорожных одежд обеспечивает возможность доступа к основанию дороги для оценки его состояния, и выработки дополнительных мер для повышения эффективности ремонта, если это необходимо. При отсутствии подобной необходимости подготовленная и очищенная карта заполняется литым асфальтом, использование которого позволяет обеспечить должное качество работ при отсутствии уплотнения.

Ремонт колеи на бетонных дорогах

Устранение колейности на таком типе дорог также может предусматривать проведение ремонта без вырезки карт или с предварительным удалением старого покрытия. В случае если удаление старого покрытия не производится, участок с колеей очищается от грязи, а изношенный и рыхлый верхний слой бетона зачищается металлической щеткой. Подготовленный участок обеспыливается и грунтуется при помощи полимерных пропиток, подбираемых в соответствии с характеристиками шпатлевки.

Ремонт с нарезанием карт выполняется по такой же технологии, что и восстановление асфальтобетонных покрытий. При этом обязательными дополнительными манипуляциями после вырезки карты является обеспыливание и увлажнение ремонтируемого участка с последующей укладкой арматуры и заполнением бетонным составом.

ямочный ремонт фото

Как минимизировать риск появления колейности автодорог?

Основные факторы, которые влияют на возникновение колейности, заключаются в ошибках и нарушении технологий проведения дорожных работ, недостаточном уровне защиты покрытия от воздействия влаги и использовании некачественных материалов. Именно поэтому более успешно бороться с колейностью или предупреждать ее появление можно только при надлежащем качестве обслуживания и используемых материалов.

тепловое копье фото

Материалы и оборудование для ремонта дорог, созданные с упором на качество, простоту использования и обеспечение лучших технико-эксплуатационных свойств, по выгодным ценам предлагает к покупке компания-производитель «РР-СИСТЕМС». Ассортимент включает всё необходимое для выполнения полного комплекса работ по строительству, обслуживанию и ремонту дорог:

Чтобы заказать дорожное оборудование, ремонтные материалы и прочие товары для ремонта автомобильных дорог, оставьте свою заявку на сайте «РР-СИСТЕМС» или обратитесь к консультантам по контактному телефону.