Преимущества горячей укладки асфальта: почему это важно, и какое оборудование нужно?

горячая укладка асфальта

Уникальные эксплуатационный свойства, долговечность и относительная доступность являются главными причинами, благодаря которым асфальтобетон получил наибольшую распространенность при строительстве дорог в России. В процессе укладки асфальтовых покрытий применяются различные технологии и типы смесей, но наиболее часто строительство дорог осуществляется при помощи горячего асфальта.

Чем отличается горячий асфальт от холодного?

Горячий и холодный асфальт кардинально различаются по своим физико-механическим свойствам, поэтому и сфера их применения различна. Холодный асфальт представляет собой готовую к применению смесь на основе жидкого медленно застывающего битума, смешанного со щебнем, гравием, песком и прочими наполнителями. По сравнению с горячим асфальтом, холодные смеси отличаются меньшей прочностью, поэтому укладка дорог по такой технологии, как правило, не производится. Вместе с тем холодный асфальт идеален для ремонта дорог, поскольку он готов к использованию, отличается простотой укладки и может применяться даже при небольших отрицательных температурах.

Горячий асфальт перед укладкой нуждается в предварительном нагреве, что осуществляется при помощи специальных машин и оборудования. Температура нагрева смеси достигает 110–130  градусов. Состав асфальтобетонных смесей, используемых в горячем виде, схож с составом холодного асфальта и включает фракционные наполнители, минеральные и полимерные добавки. Основное отличие заключается в типе вяжущего, поскольку в данном типе материалов применяется вязкий битум. Такой тип асфальта применяется при асфальтировании дорог различных категорий, включая высоконагруженные. При этом температура окружающей среды при укладке должна быть несколько выше, чем при использовании технологии холодного асфальтирования. Минимальный температурный порог для проведения работ составляет +5 градусов.

Преимущества горячей укладки асфальта

Использование технологии горячего асфальтирования отличается целым рядом важных преимуществ, в числе которых можно выделить следующее:

  • Высокая прочность готового покрытия, обеспечивающая стойкость дорожного покрытия к выраженным нагрузкам, что позволяет применять горячий асфальт при строительстве высоконагруженных дорог, взлетных полос, парковок и прочего.
  • Высокая стойкость к погодным воздействиям и перепадам температур, воздействию влаги.
  • Долгий срок службы. Дороги, обустроенные по технологии горячего асфальтирования, отличаются долговечностью и по сроку службы уступают только покрытию, полученному из литых смесей.
  • Возможность реконструкции и ремонта деформированного покрытия.
  • Невысокая стоимость, особенно в сравнении с литым асфальтом.
  • Хорошая гладкость и равномерность наружного покрытия.

К недостаткам горячего асфальта можно отнести необходимость его предварительного разогрева и поддержание смеси при необходимых температурах, невозможность длительного хранения готового материала. Для выполнения таких задач применяется специальная техника и оборудование для ремонта дорог. Помимо этого, необходимо учитывать, что эта технология имеет определенные погодные ограничения по укладке, что исключает возможность применения горячего асфальта во время атмосферных осадков и при температуре окружающей среды менее +5 градусов.

Сфера применения горячего асфальта

Высокая прочность и отличные эксплуатационные характеристики горячих асфальтобетонных смесей обеспечивают универсальность применения таких материалов при создании асфальтовых покрытий различного назначения.

Использование технологии горячего асфальтирования оптимально для устройства следующих типов объектов:

  • Обычные не скоростные дороги любой категории.
  • Частные дороги.
  • Федеральные трассы и скоростные автомагистрали.
  • Аэродромы.
  • Парковки.
  • Строительные площадки.
  • Пешеходные и велосипедные дорожки.
  • Асфальтирование дворовых территорий и приусадебных участков.
  • Ремонт дорожных покрытий.

При этом способность покрытия к восприятию нагрузок регулируется посредством изменения количества слоев укладки и особенностей используемых материалов-заполнителей, которые оказывают влияние на пористость асфальта и его прочность. В зависимости от типа наполнителя горячий асфальт может быть представлен тремя типами смесей:

  • Песчаная. Подобные материалы отличаются не слишком высокой прочностью, поэтому не предназначены для устройства покрытий, по которым будет перемещаться транспорт. Песчаные смеси преимущественно применимы в асфальтировании тротуаров и пешеходных дорожек на частных участках.
  • Гравийная. Смеси имеют достаточно неплохой запас прочности, поэтому могут применяться для укладки мало- и средненагруженных асфальтовых покрытий. При этом чаще применяются щебеночно-мастичные смеси, отличающиеся большей долговечностью.
  • Щебеночно-мастичная. Подходят для обустройства любых высоконагруженных покрытий.

В соответствии с уровнем предполагаемых нагрузок изменениям подвергается не только состав используемого материала, но и толщина слоя, которым он укладывается:

  • Малая нагрузка. Пешеходные зоны (тротуары, садовые тропинки, придомовые участки и прочее) асфальтируются в 1 слой с толщиной укладки материала 3 см.
  • Средняя нагрузка. Подъездные пути, автостоянки и другие подобные зоны асфальтируются двумя слоями асфальта толщиной 3 см.
  • Умеренная нагрузка. Автодороги для легкового транспорта обустраиваются с применением трехслойного покрытия, а для дорог, по которым предполагается частое перемещение тяжеловесного грузового транспорта, асфальт укладывается в четыре слоя.
  • Интенсивные нагрузки. Высоконагруженные дороги (федеральные трассы, скоростные магистрали и прочее) предусматривают укладку неограниченного количества слоев горячего асфальта, при котором толщина покрытия может достигать 30 см и более.

Технология укладки горячего асфальта

Асфальтирование дороги или различных территорий с применением горячих асфальтобетонных смесей предусматривает необходимость точного соблюдения технологии укладки. Пошаговый процесс укладки дорожного полотна предусматривает выполнение следующих работ:

  • Подготовительные работы. Предусматривают оценку рельефа и грунта, определение уровня и расположения грунтовых вод. После выполнения всех исследований осуществляется снятие грунта на необходимую глубину с последующим уплотнением котлована.
  • Устройство основания. Первым слоем основания, как правило, является геотекстиль, поверх которого укладывается песок с толщиной слоя не менее 10 см. Он разравнивается и уплотняется. Следующим слоем выступает щебень, фракция которого, как и сама толщина слоя, определяется индивидуально, в зависимости от категории и загруженности дороги. Поверх щебня распыляется битумная эмульсия, которая обеспечивает более высокое качество сцепления между всеми слоями дорожных одежд.
  • Укладка горячего асфальта слоем необходимой толщины.
  • Уплотнение дорожного покрытия.

Оборудование для укладки горячего асфальта

Строительство дорог с применением технологии горячего асфальтирования предусматривает использование специализированной дорожно-ремонтной техники. В обязательном порядке используются следующие типы машин:

  • Бульдозеры, грейдеры и погрузчики. Данная спецтехника применяется для снятия верхнего слоя почвы и подготовки котлована, в который будет послойно укладываться дорожное покрытие.
  • Рециклер (термос-бункер), применяемый для нагрева асфальтовой смеси и поддержания температуры.
  • Асфальтоукладчик. Оборудование применяется для укладки и разравнивания материала. Также асфальтоукладчик обеспечивает предварительное уплотнение.
  • Дорожный каток, обеспечивающий окончательное уплотнение асфальта после укладки.

Укладка горячего асфальта вручную: дорожные инструменты, оборудование и материалы

Несмотря на высокую производительность механизированного способа укладки асфальта, использовать тяжелую спецтехнику уместно только на больших объемах работ. Что же касается проведения ремонтных работ или выполнения асфальтирования на небольших участках дороги, то при выполнении таких задач экономически выгодно применять мобильное оборудование.

Качественное оборудование и материалы для строительства и ремонта дорог производит российская компания «РР-СИСТЕМС». Ассортимент предприятия включает все необходимые типы техники для укладки горячего асфальта, такие как:

Оборудование производства «РР-СИСТЕМС» отличается высоким качеством и надежностью, а также простыми механизмами управления, что обеспечивает его производительность и эффективность при ручной укладке горячего асфальта.

Полный каталог оборудования доступен к ознакомлению и покупке на официальном сайте компании «РР-СИСТЕМС». Дополнительные консультации по характеристикам и подбору устройств предоставляются нашими сотрудниками в телефонном режиме или по электронной почте.