Технология ямочного ремонта способом пропитки

В процессе ремонта дорожного полотна для устранения небольших по площади и масштабам дефектов используется ямочный ремонт, главной задачей которого является восстановление целостности, прочности и равномерности покрытия.

дорога фото

При проведении работ используются разные технологии, но наименьшей трудоемкостью, высокой экономичностью и скоростью выполнения характеризуется метод пропитки, который является оптимальным вариантом для аварийного ремонта или восстановления малонагруженных дорог и тротуаров.

Технология ямочного ремонта способом пропитки предельно проста и подразумевает, что ремонтные материалы (вяжущее и наполнитель) по отдельности и без предварительного смешивания закладываются непосредственно в подготовленную выбоину.

Подготовка

Подготовительные работы перед проведением ямочного ремонта дорожных покрытий методом пропитки проводятся практически так же, как и при восстановлении разрушенного участка с использованием других технологий.

Единственным принципиальным отличием является то, что при использовании этого способа можно не выполнять предварительную обработку кромок, но при необходимости получения качественных и долговечных заплаток этой процедурой лучше не пренебрегать.

Когда кромки подготовлены (или этот этап пропущен за ненадобностью), зона проведения ремонта хорошо очищается. Наиболее эффективно это позволяют сделать воздуходувки или тепловое копье, но при их отсутствии можно использовать различные ручные инструменты, механические щетки.

лужи на дороге фото

Очищенное от загрязнений пространство хорошо просушивается от излишков влаги при помощи промышленных фенов, терможала или воздуходувки. Пропустить этап просушки можно при ремонте выбоины с использованием катионной эмульсии.

Методы пропитки

В зависимости от очередности закладки материалов метод принято делить на две категории:

  • Способ пропитки.
  • Способ обратной пропитки.

В числе главных преимуществ таких ремонтных технологий можно выделить следующее:

  • Высокая производительность работ и отсутствие необходимости в привлечении больших ремонтных бригад. Устранение дефектов дорожного полотна требует минимум усилий и временных затрат, в особенности если в процессе подготовки кромки не подвергаются обработке для формирования прямоугольных карт. При таких условиях всего три работника могут отремонтировать выбоины, за одинаковое время обработав большую в 2-3 раза площадь дорожного полотна, чем бригады, включающие 6-7 человек, и работающие с литыми или горячими асфальтобетонными смесями. По своей производительности способ пропитки уступает только струйно-инъекционной технологии.
  • Малое количество техники и вспомогательных инструментов. Отсутствие тяжелого оборудования существенно облегчает процесс транспортировки необходимых материалов и инструментов. Для доставки всего необходимого (в том числе и работников) к месту проведения ремонтных мероприятий достаточно всего одного автомобиля.
  • Независимость от периода года. Проведение дорожного ремонта с использованием технологии пропитки можно выполнять в сезон холодов.
  • Независимость от погодных факторов. Снег или дождь не являются преградой для проведения ремонта, поскольку катионные эмульсии можно сразу укладывать в полости, даже без их предварительной просушки.
  • Возможность проведения ямочного ремонта без предварительной разделки выбоин. Это не только способствует минимизации временных затрат, но и уменьшает количество необходимого оборудования, поскольку отпадает нужда в использовании резаков, фрез или других инструментов для обработки кромок.
  • Отсутствие необходимости долговременного перекрытия движения. По завершению ремонта, последним этапом которого является уплотнение, можно сразу разрешать движение, поскольку машины не только не нанесут урона дорожным заплаткам, но и обеспечат дополнительное уплотнение материала.

Конечно, у ямочного ремонта по методу пропитки существуют и определенные недостатки. Наиболее весомым из них является невозможность устранения дефектов, имеющих большую площадь (максимальный размер выбоины не должен превышать два квадратных метра).

В числе других минусов можно выделить более быстрое разрушение ремонтного материала, обусловленное его пористой структурой, а также возможность появления летней скользкости в результате плавления битума и его появления на поверхности дороги.

Метод пропитки

ямочный ремонт фото

В этом случае первым в выбоину закладывается щебень. Предпочтительно, чтобы по своим характеристикам и размерным параметрам он был максимально приближен к наполнителю, входящему в состав асфальтобетона, который был использован при создании дорожного покрытия. Если это невозможно или сложно осуществимо, то используется смесь из щебня различных фракций.

При помощи этого можно максимально полно заполнить выбоину. После наполнения полости щебневой смесью выполняется проливка ремонтируемого участка вяжущим составом, заливка которого осуществляется при помощи раздающего устройства или лейки.

При закладке материалов нужно дополнительно учитывать следующие особенности:

  • Когда ремонтируемый участок имеет значительные размеры, верхний слой материала можно при необходимости выровнять гладилкой.
  • При глубине полости более 5 см все процессы выполняются в той же последовательности, но при этом закладка материалов производится послойно. В результате укладка наполнителя и его проливка выполняется несколько раз, впредь до полого заполнения выбоины материалом.

Метод обратной пропитки

Использование этой технологии подразумевает, что в выбоину в первую очередь заливается вяжущий материал (битум). При подготовке битумного материала важно обратить внимание на верхний предел нагрева, который указывается в марке состава после дроби и обозначается цифрой. Разогретый битум по своей температуре должен быть максимально приближен к этим показателям, поскольку это обеспечивает хорошее вспенивание материала, а такая структура, в свою очередь, максимально полно обволакивает закладываемый щебень.

С точки зрения эффективности и качества ремонта обратная пропитка предпочтительнее, поскольку она обеспечивает максимально плотное наполнение восстанавливаемой полости, а полученная заплата получается более долговечной, что важно в случае высоких нагрузок на поверхность. Исключение составляет ремонт с использованием катионных эмульсий.

дорожные работы фото

Это обеспечивает должное качество вне зависимости от выбранного способа. По окончанию закладки материалов верхний слой ремонтируемого участка аккуратно разглаживается при помощи гладилок и лопат.

Завершающие работы

ямочный ремонт технологии фото

В качестве последнего этапа ремонтных мероприятий выступает качественное уплотнение дорожной заплатки и при помощи катка или виброплиты. При этом дорожные знаки, предупреждающие о возможности выброса щебня и накладывающие необходимое ограничение по скорости движения, убирают только тогда, когда битумный материал отвердел, а с поверхности латки были счищены частицы щебня, которые не зафиксировались в вяжущем составе.

Материалы для ремонта пропиткой

Для проведения ямочного ремонта с использованием технологии классической и обратной пропитки используется две категории материалов: вяжущие составы и заполнители.

Вяжущие компоненты в большинстве своем представлены следующими типами составов:

  • Битум или материалы, сделанные на его основе. Наиболее распространенный тип материалов по технологии пропитки. При выборе марки рекомендовано отдавать предпочтение составам с высокой температурой размягчения и плавления: их использование позволяет минимизировать летнюю скользкость. В качестве альтернативы можно применять материалы, основой которых являются различные полимеры. Они обеспечивают высокую прочность заплаты, а также востребованы, когда использование битума неэффективно.
  • Катионные эмульсии. Также созданы на основе битума, но по сравнению с другими составами обладают особыми достоинствами. Эмульсии не требуют нагрева до высоких температур и характеризуются отличным сцеплением с поверхностями даже в условиях повышенной влажности, что позволяет проводить работы во время дождя и зимой.

При подборе и использовании заполнителя также необходимо учитывать ряд особенностей:

  • Заполняющим материалом может выступать щебень или песок, полученный из твердых пород (в большинстве своем из гранита).
  • Фракционные параметры заполнителя подбираются таким образом, чтобы потребовалось минимально возможное количество вяжущего состава.
  • В составе не должны присутствовать глинистые или пылеообразные частицы, которые ухудшают качество сцепления с вяжущим. Для устранения таких частиц щебень подвергается промывке.
  • В случае использования чистого битума, щебень перед закладкой в выбоину в обязательном порядке покрывается слоем вяжущего вещества.

Минимальное количество используемых материалов и оборудования обеспечивает высочайшую экономичность ямочного ремонта, выполненного способом пропитки.

Инструменты для ремонта пропиткой

Невзирая на предельную простоту технологии, при выполнении ремонта помимо материалов для дорожного строительства потребуется использование специализированного оборудования. Основные типы установок и приспособлений, применяемых в процессе проведения работ:

Битумоварки

битумоварка фото

Битумоварочные котлы. Основной элемент такого оборудования — термоизолированный котел, внутренний бункер которого используется для размягчения битума, подогрева материала до заданной температуры, поддержания консистенции и его тепловых параметров. Нагрев материала реализован за счет газовой горелки, а термоизоляция варочного котла обеспечивает длительное сохранение температуры материала даже тогда, когда источник тепла уже выключен.

Тепловое копье

тепловое копье фото

Установка применяется для просушки выбоины и обеспечивает не только удаление излишней влаги, но и очистку от мелкого мусора. Использование такого оборудования необходимо при выполнении ремонта с применением различных битумных материалов, исключая катионные эмульсии. Поток теплого воздуха, под давлением поступающего из сопла копья, качественно просушивает влагу по всей площади выбоины, включая ее труднодоступные участки.

Виброплита

виброплита фото

Необходимы для уплотнения поверхности ремонтируемого участка. Проведение процедуры обеспечивает качественное сцепление составляющих, уменьшает пористость материала и придает заплате прочность. Уплотнение щебня с использованием виброплит осуществляется для полостей, глубиной свыше 5 см. Для уплотнения материалов в меньших выбоинах можно применять вибротрамбовки.

Ручной дорожный инструмент

грабли для асфальта фото

Специальные грабли-гладилки позволяют разровнять верхний слой латки, чтобы после проведения уплотнения участок, подвергнутый восстановлению, отличался необходимой равномерностью, без углублений или выступов. Для выбоин совсем небольшого размера также можно применять ручные трамбовки, посредством которых уплотняется ремонтный слой.

Купить необходимые инструменты, материалы и оборудование для дорожного строительства предлагает компания-производитель «РР-СИСТЕМС». В нашем ассортименте представлен внушительный выбор качественных, надежных и долговечных товаров, применяемых при прокладке новых дорог, а также при восстановлении и обслуживании уже эксплуатируемых асфальтобетонных покрытий. Чтобы оформить заказ на покупку наших товаров, создайте заказ на сайте нашего интернет-магазина или позвоните по контактному телефону. Доставка заказов выполняется в любые регионы России.