Причины разрушения асфальтобетонного дорожного покрытия и способы его ремонта
Cуществует огромное количество причин, способствующих образованию различных дефектов дорожного полотна
Россия — одной из стран с самой развитой сетью автодорог. На сегодня протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в России составляет порядка 1 миллиона 89 тысяч километров. Данные цифры показывают не только степень развитости инфраструктуры страны, но и являются ее важнейшим экономическим составляющим, так как ежегодно по дорогам осуществляется перевозка грузов более чем на 8 млрд. тонн.
Наиболее распространенным типом покрытия данных дорог является асфальтобетон. Преимуществом этого материала является его высокая прочность, водонепроницаемость, способность к упругим деформациям и доступность. Но, как и любое другое покрытие, по истечению срока эксплуатации, который может доходить до десяти лет при нормальной эксплуатации дороги, асфальтобетон со временем приходит в негодность.
Причины, влияющие на образование дефектов дорожного полотна
Причины и факторы, которые негативно влияют на состояние автомобильных дорог и провоцируют появление множества различных дефектов, условно можно разделить на две категории:
- Внутренние
- Внешние
К внутренним причинам и факторам можно отнести следующее:
- Ошибки на этапе проектирования дорожного покрытия. Это очень серьезный фактор, который появляется вследствие неправильно принятых решений и расчетов в процессе проектирования, ошибок при проведении геодезических или гидрометрических работ, неправильной оценки автомобильного потока и, как следствие, ошибочных расчетов загрузки дороги. Все эти ошибки приводят к негативному воздействию на основу дорожного слоя, что ведет за собой ее просадку и разрушение остальных слоев дорожного полотна.
Использование устаревших методов в процессе строительства дороги или применение материалов, не соответствующих категории автодороги. Классификация автомобильных дорог по интенсивности транспортного потока подразумевает под собой разделение их по восприятию грузовых нагрузок от автомобилей и требований к их прочностным характеристикам. Например, технология устройства дорожного покрытия дороги местного значения будет существенно отличаться от строительства автомагистралей. Так, для дороги местного значения достаточно использовать асфальтобетонные смеси на основе обычного нефтяного битума, а при строительстве автомагистралей уже необходимо использовать различные полимерно-битумные смеси, существенно отличающиеся от обычных смесей своими вяжущими и прочностными характеристиками. Добавление к смесям специальных добавок и присадок позволяет улучшить сцепление компонентов между собой.
Это увеличит их эксплуатационный срок, повысит водостойкость, обеспечит устойчивость к перепадам температур.
- Несоблюдение технологического процесса строительства автодороги. Так в большинстве случаев к нарушению технологического процесса можно отнести несоблюдение температурного режима в процессе укладки асфальтобетона (запрещается укладывать асфальт при температуре ниже +5°С), неправильное хранение или приготовление смеси, поскольку это приводит к отслоению и растрескиванию слоев дорожного полотна. Также недостаточное уплотнение битумной смеси приведет к разрыхлению полотна, что влечет за собой его хрупкость, а слабая утрамбовка грунтового основания чревата просадкой всей дороги.
К внешним причинам и факторам можно отнести:
- Атмосферные осадки. Данные причины в большинстве случаев переплетаются с причинами несоблюдения технологического процесса, так как при слабом уплотнении смеси или отсутствии дренажного слоя, атмосферные осадки постепенно проникают в пористый слой, где происходит их накопление, а в случае резкого перепада температуры вода застывает, что приводит к разрушению дороги.
- Превышение допустимой нагрузки на дорожное полотно. Несоответствие характеристик дорожного пирога к интенсивности автомобильного потока приводит к быстрому износу дорожного покрытия и потере его прочности в целом.
Виды дефектов дорожного полотна
К основным дефектам дорожного полотна, возникающим в процессе его эксплуатации, а также вследствие вышеуказанных причин, следует отнести:
Силовые трещины (сетка трещин). Образуются в процессе воздействия транспортных нагрузок на полотно при его недостаточной несущей способности или малой прочности асфальтобетона на изгиб.
Колейность. Характеризуется в виде углубленных полос вдоль автомобильной дороги. Появляется при недостаточном уплотнении слоев дорожного пирога и отсутствия упругой деформации дорожной подушки.
Выкрашивание. Разрушение покрытия за счет потери гравийно-щебеночного состава, в результате потери связи между ним и другими компонентами, что является результатом воздействия автомобильных нагрузок и атмосферных осадков.
Поперечные или продольные трещины. Возникают вследствие разрыва связей материала покрытия из-за нарушения технологии укладки, а также при резких перепадах температур. В зависимости от ширины их раскрытия, трещины делятся на слабые (шириной менее 6 мм), средние (шириной до 19 мм) и сильные (более 19 мм).
Шелушение. Потеря поверхностного материала под воздействием сильных морозов и воды. Характеризуется глубиной разрушения поверхностного слоя до 10 мм и площадью до 30% на 100 метров участка дороги. Данный дефект происходит при частом замораживании и оттаивании участка дороги под воздействием различных хлоридов, которыми посыпают дорогу для предотвращения гололеда.
Проломы. Дефект дорожного полотна в виде длинных прорезей, возникающий при просадке участка грунта и снижении несущей способности полотна вследствие проезда по данному участку тяжелогруженых автомобилей.
Выбоины и ямы. Образуются при дальнейшем разрушении трещин под действием колес автомобиля или при использовании материалов низкого качества в процессе строительных работ.
Сдвиги и наплывы. Возникают в результате смещения верхнего слоя полотна в местах резкого торможения автомобиля в жаркую погоду.
Классификация ремонта автомобильных дорог
На территории Российской Федерации утверждена Классификация работ по восстановлению асфальтобетонного дорожного покрытия, согласно которой устанавливаются следующие виды работ и их состав:
- Капитальный ремонт. Подразумевает под собой комплексный ремонт автомобильных дорог на протяжении всего ремонтируемого участка, при котором производится полная замена изношенных конструкций, старых материалов и оборудования с целью полного восстановления и повышения надежности дорожного полотна, в соответствии с предъявляемыми техническими требованиями. До начала ремонтных работ проводится полное исследование трассы с целью выявления дефектов и причин, повлекших за собой появление этих дефектов. Данный вид ремонта достаточно трудоемок и продолжителен по времени, осуществляется с применением различной тяжелой спецтехники.
- Ремонт. Во время обычного ремонта производится устранение дефектов и изъянов проезжей части и тротуаров, заделка выбоин, ям, трещин и колей (глубиной до 45 мм). Выравнивание верхнего слоя дорожной одежды путем ее фрезерования. Восстановление изношенного покрытия с применением материалов старого покрытия.
Данный вид ремонтных работ происходит без остановки автомобильного движения на восстанавливаемой дороге, но с соблюдением всех мер безопасности (устройство ограждения ремонтируемого участка с расстановкой предупреждающих дорожных знаков).
- Содержание автомобильных дорог. В перечень видов работ по содержанию автомобильных дорог входит устранение мелких выбоин, шелушений, выкрашивания, заливка трещин, фрезерование и срезка неровностей на дороге и устранение множества других незначительных дефектов.
Способы восстановления дорожного покрытия при обычном ремонте
Для выполнения ремонтных работ дорожного полотна с асфальтобетонным покрытием применяются различные технологии и оборудование. Качество проведенного ремонта зависит от соблюдения технологических требований и регламента ремонтных работ, а также от используемых материалов. Среди основных способов ремонта автомобильных дорог можно выделить следующие:
- Удаление неровностей верхнего слоя дорожного покрытия. Используется для устранения таких дефектов как сдвиги, наплывы, колейность. Верхний слой нагревается с помощью теплового копья — это небольшая передвижная установка, выпускающая под давлением сжатый поток горячего воздуха. Одновременно место работы осушается и очищается от мусора. Подогретая поверхность фрезеруется на глубину от 50 до 60 мм. Для большего сцепления старого покрытия с новым на дно полученной ямы наносится битумная эмульсия с помощью автономного ручного гудронатора — это устройство предназначено для равномерного нанесения различных эмульсий под давлением на любые виды поверхностей. В готовую яму укладывается подготовленный асфальтобетон. Уплотнение производится с помощью вибротрамбовки (используется при малых площадях работ или в узких пространствах) или виброплиты (для уплотнения небольших участков).
- Карточный ремонт. Наиболее распространенный способ. Заключается в разметке области на карты с поврежденным покрытием с последующим их вырезанием. Вырезание периметра отмеченных карт выполняется с помощью швонарезчика, способного выполнять рез глубиной до 110 мм. Дисковая пила вращается за счет бензинового двигателя, установленного на передвижной раме. Ровные края ямы сведут к минимуму риск образования трещин. Далее следует демонтаж дефектного слоя, очистка и осушка рабочей зоны с помощью термокопья. Наносится слой битумной эмульсии с помощью гудронатора и укладывается новая асфальтобетонная смесь с последующей ее утрамбовкой виброплитами.
- Герметизация трещин. До начала проведения заделки трещин область вокруг и саму полость очищают от мусора и просушивают с помощью термокопья. Далее производится раскрытие трещин шириной более 5 мм. С помощью швонарезчика выполняются специальные канавки (глубиной до 50 мм) и ровняются края трещины. После дополнительной просушки и прогрева трещины с раскрытием до 20 мм герметизируются заливкой битумной смеси с помощью ручных заливщиков швов или дорожного утюжка. При этом состав подогревают до 170°С в битумоварке.
Купить оборудование и инструмент для ремонта дорог
Качественное и надежное оборудование для ремонта дорог предлагает отечественный производитель компания «РР-СИСТЕМС». Наша продукция представлена в виде собственных разработок такого оборудования, как: ручные заливщики швов, портативные битумоварки, термокопья, гудронаторы, швонарезчики, различные типы трамбовщиков и прочих устройств. Всё оборудование «РР-СИСТЕМС» отличается простотой обслуживания и долговечностью, а его реализация выполняется на выгодных условиях.
Приобрести оборудование и инструменты от «РР-СИСТЕМС» можно с помощью онлайн-заказа на сайте компании, через электронную почту или по телефону.