Трещины и разломы на асфальте: причины их появления и ремонт
Даже самое высококачественное дорожное покрытие со временем подвергается износу, а его поверхность покрывается трещинами, выбоинами и разломами.
При этом для поддержания требуемой эксплуатационной пригодности любые дорожные покрытия нуждаются в своевременном и систематическом проведении различных мероприятий по их содержанию, а также в выполнении ряда ремонтных работ при необходимости.
Причины появления трещин и разломов
Среди многочисленных факторов, оказывающих разрушительное влияние на дорожное полотно, можно выделить следующее:
Ошибки в проектировании
Неправильная оценка различных параметров, не учтен высокий рост пропускной способности автодороги, неточности во время проектирования и обустройства системы водоотведения, а также многие другие недочеты могут привести не только к появлению многочисленных трещин и разломов, но и к более серьезным повреждениям дорожного полотна.
Замерзание воды внутри покрытия
Замерзание воды во внутренних слоях покрытия. При обустройстве автомобильных трасс преимущественно используется горячие асфальтобетонные смеси. Такой материал отличается пористой структурой, поэтому вода во время сильных дождей или при таянии снега, прорыве труб, впитывается в поры и остается внутри. При замерзании она расширяется, что приводит к возникновению трещин.
Ошибки закладки основания
Некачественное уплотнение или расклинцовка, неправильный подбор материалов и прочие погрешности, допущенные при укладке основания, станут причиной усадки и разрушения полотна. Неправильный выбор формы трассы, слишком малый или слишком большой уклон, а также плохо сконструированная система водоотведения станут причиной для регулярного затопления покрытия.
Нарушения технологии
К наиболее часто встречающимся ошибкам при укладке асфальтобетонных смесей можно отнести недостаточную подготовку основания, переохлаждение состава, проведение работ во время дождя, а также при температурах ниже, чем рекомендованные.
Неправильный состав АБС
Неправильный состав асфальтово-бетонной смеси. Если во время производства смеси нарушен ее состав, то готовый материал не будет обладать необходимым запасом прочности.
Повышенная нагрузка
Из-за большого транспортного потока превышаются суточные показатели пропускной способности автодороги, заложенные во время проектирования. Эксплуатационный ресурс трассы снижается, полотно быстро изнашивается, на его поверхности появляются дефекты.
Именно наличие одного из этих факторов или их комплексное воздействие становится причиной появления трещин, выбоин, разломов и прочих дефектов на поверхности и во внутренних слоях дорожного полотна.
Ремонт асфальтобетонного покрытия
В случае появления проблем с разрушением и повреждением асфальтобетонного покрытия нужно использовать комплекс мер.
Конечно, своевременная заливка маленькой трещины специальным составом на некоторое время приостановит процесс возникновения разлома, который впоследствии превратится в выбоину, но проблема, ставшая причиной появления этих и других дефектов, останется.
Среди эффективных практических решений, при помощи которых поддерживают нормальное эксплуатационное состояние автотрассы, можно выделить следующее:
- Применение современных технологий и качественных материалов во время прокладки асфальтобетонного слоя и при обустройстве основания. Сегодня достаточно популярны модифицированные АБС, обладающие более низкой эластичностью и тепловой чувствительностью вяжущего. Благодаря этим свойствам дорожное полотно, сделанное из таких материалов, имеет более высокую теплоустойчивость в летний период, а также успешно противостоит появлению температурных трещин при низких температурах и так называемым усталостным трещинам, появляющимся при длительной эксплуатации трассы.
- При выполнении дорожных работ нужно неукоснительно придерживаться всех действующих норм и правил.
- Систематическое обслуживание и своевременный ремонт. Несвоевременное выполнение ремонтных работ становится причиной ухудшения общего состояния дорожного полотна, поэтому для восстановления нормального эксплуатационного состояния трассы потребуются дополнительные затраты. При запоздалых ремонтно-восстановительных работах с целью достаточного упрочнения дорожной одежды потребуется укладка более объемных слоев, а необходимые затраты возрастут вдвое.
Это главные рекомендации, при соблюдении которых, можно существенно продлить срок службы автотрассы.
Ямочный ремонт
Выполнять этот тип ремонта можно при помощи различных способов:
Горячей АБС
Струйно-инъекционный метод
При использовании горячей АБС с нарезанием карт та часть покрытия, на которой образовался дефект, удаляется. Водно-битумной эмульсией выполняется поверхностная обработка основания и самого покрытия с целью улучшения их сцепки с латкой. В подготовленное углубление заливают разогретую асфальтобетонную смесь и уплотняют ее при помощи виброплит или специального оборудования.
Разрушенный участок под большим давлением продувают воздухом, очищая от загрязнений и воды. Затем место повреждения обрабатывают водно-битумной эмульсией (ВБЭ) и закладывают черный щебень. После закладки материал выравнивают, уплотняют и хорошо пропитывают ВБЭ. Эта технология не особо затратная, но отреставрированный участок может выдерживать только невысокие нагрузки.
Литьевая методика
Заливка полимерами
Выполняется с нарезанием карт. Подготовка поврежденного участка выполняется по той же схеме, что и в случае с применением горячего АБС. Подготовленную карту наполняют литой АБС, уплотнять которую не нужно. В некоторых случаях латку дополнительно усиливают черным щебнем. Эта технология более качественная, но вместе с тем и затраты на такой ремонт выше.
Из трещин и разломов выдувают пыль и воду посредством сжатого воздуха, обрабатывают специальными эмульсиями и заливают высокоэффективный полимер. Такая технология обеспечивает абсолютную герметизацию дефектного участка, но материалы для нее стоят недешево. Применяется для герметизации, когда внимание к целостности покрытия особенно высоко: на взлетно-посадочных полосах и т.п.
Выбор оптимального способа осуществляется в зависимости от технической оснащенности и финансовых возможностей организации, занимающейся выполнением работ.
Укладка слоя износа
Прокладка этого слоя выполняется по литьевой методике и способствует герметизации покрытия. Готовый слой обладает хорошей ремонтопригодностью, не требует больших затрат на обслуживание и отличается достаточной прочностью. При закладке слоя износа у ремонтно-строительной организации должны быть в наличии кохеры. В случае повреждения основания или при дефектах грунта обязательно выполняется капитальный ремонт.
Необходимое оборудование
В зависимости от технологии ремонта для проведения работ используется различное оборудование, но наиболее доступными и простыми в эксплуатации являются заливщики швов и гудронаторы.
Битумные заливщики швов
Битумные заливщики швов используют для плавления битума и поддержания его в жидком состоянии. При помощи этого оборудования можно осуществлять заливку швов, небольших выбоин и выполнять другие работы.
Гудронаторы
Гудронаторы незаменимы во время ямочного ремонта, выполняемого по струйно-инъекционной технологии. Также используются при дорожно-ремонтных работах для нанесения водно-битумных эмульсий.
Приобрести это оборудование и различные дорожные материалы, а также получить подробную информацию о правилах их использования, можно в нашей компании «РР-СИСТЕМС». Доставка наших товаров выполняется в любую точку России.