Профилактика и ремонт бетонного покрытия автомобильных дорог

Ввиду количественного роста транспортных средств, используемых на территории России, увеличения их грузоподъемности и интенсивности движения, существенно возросли требования к надежности и прочности дорожного покрытия.

Учитывая, что существенно возросшая нагрузка на полотно автомобильной дороги приводит к интенсивному развитию ее дефектов (трещин, ям, выбоин, колееобразование и прочее), большинство стран мира на грузонапряженных магистралях начали использовать цементобетонное покрытие.

Вследствие высокой прочности такого дорожного полотна и срока его службы (2-3 раза больше, чем у асфальта), его используют при строительстве:

  • Автомагистралей.
  • Взлетно-посадочных полос и самолетных площадок в аэропортах.
  • Автомобильных стоянок.
  • Прибрежных и набережных дорог,в местах с высокой влажностью или на участках, где существует вероятность подтопления.

Преимущества и недостатки бетонного покрытия

Бетонное покрытие существенно превосходит асфальтированное по многим свойствам и характеристикам. Среди преимуществ использования такого покрытия можно выделить следующее:

  • Долгий эксплуатационный срок. Срок службы бетонного полотна, без капитального ремонта, составляет не менее 25 лет. Это обусловлено тем, что такое полотно эффективно противостоит механическому воздействию и высоким нагрузкам за счет своей прочности. Динамические нагрузки, возникающие в процессе движения тяжелой спецтехники по асфальтированной дороге, способны быстро разрушить ее. Однако бетонное покрытие отлично справляется с этой задачей.
  • Малый износ верхнего слоя дорожного полотна.
  • Повышенная стойкость к агрессивному воздействию различных экстремальных погодных факторов (высокая и низкая температура, дождь, снег, перепады температур).
  • Шероховатость бетонного покрытия обеспечивает более высокий коэффициент трения, влияющий на качественное сцепление колес автомобиля в процессе движения транспортного средства в дождливую погоду и на сложных участках дороги (повороты, спуски или подъемы).
дорожный конус знак
  • Отличная морозостойкость бетонного покрытия за счет использования в процессе укладки дорожного полотна специальных марок бетона.
  • Использование в процессе строительства экологически безвредных материалов, не загрязняющих почву и грунтовые воды.

К недостаткам дорожного покрытия из бетона стоит отнести их большую стоимость по сравнению с асфальтированной дорогой, необходимость строгого соблюдения технологии при подборе компонентов и приготовлении раствора, а также длительный срок застывания и набора прочности бетона (в среднем 28 дней).

Виды деформации и разрушения бетонного покрытия

В процессе эксплуатации бетонного полотна на его поверхность воздействуют интенсивные нагрузки от колес транспорта, а также различные природно-климатические факторы, которые приводят к образованию следующих деформаций и разрушений:

2344

Шелушение — наиболее распространенный вид дефекта, представляющий собой отделение от поверхности бетонного покрытия мелких частиц и тонких слоев материала, толщиной до 5 мм.

старая дорога фото

Раковины — дефект является результатом дальнейшего развития процесса шелушения поверхностного слоя в местах, где была нарушена технология укладки.

советская бетонка фото

Сколы и отколы кромок — появляются при недостаточной герметизации швов, отсутствии деформационных швов или при использовании бетона низкого качества при строительстве.

ямочный ремонт фото

Выбоины — локальные разрушения глубиной до 100 мм, образованные в результате постоянных динамических нагрузок на определенный участок покрытия с недостаточной прочностью. Если в основании бетонного полотна использовалась арматура, то при таком разрушении существует вероятность ее оголения, что влечет за собой коррозию металла и повреждения покрышек автотранспорта.

path-sand-rock-grungy-texture-floor-1172692-pxhere.com

Трещины. По виду образования разделяют на поперечные, продольные, косые, волосяные, а также поверхностные или сквозные. Наиболее опасны сквозные трещины, так как при проникновении воды в грунтовое основание снижается несущая способность полотна. Часто образуются в результате перенапряжения участка дороги вследствие просадки грунта или его вымывания.

Обслуживание бетонного покрытия

Процесс обслуживания бетонного покрытия включает в себя профилактику и ремонт данного полотна. Профилактика предусматривает комплекс мероприятий, направленных на увеличения срока службы полотна с целью предотвращения образования на его поверхности различных дефектов и разрушений.

Профилактика бетонного покрытия включает в себя следующее:

  • Пропитка поверхности. Нанесение на поверхность дороги различных полимерных эмульсий. Данные эмульсии образуют тонкий защитный слой, который обеспечивает полотну высокую гидроизоляцию и предотвращает образование шелушения. Наиболее эффективно с этой задачей справляются эмульсии-пропитки, которые при нанесении на поверхность бетона, проникают внутрь, тем самым заполняя собой микропоры, и предотвращают попадание влаги, исключая опасность растрескивания бетона при перепадах температур. Эксплуатационный срок таких эмульсий составляет приблизительно один год.
  • Создание износостойкого слоя. Данный слой принимает на себя основные нагрузки от движения автотранспорта. Как правило, для создания такого слоя используют литой асфальтобетон, который наносят на поверхность бетонного покрытия толщиной от 10 до 20 мм. Преимущество такого слоя заключается в том, что он может использоваться на любых категориях автомобильных дорог, а ремонт и восстановление поврежденного износостойкого слоя достаточно прост и на его выполнение достаточно пары работников с оборудованием.
  • Нарезка температурных швов с последующей их герметизацией. Для предотвращения линейных деформаций в бетонном покрытии, возникающих от действия низких и высоких температур, в теле бетона выполняют продольные и поперечные температурные швы, то есть монолитное покрытие нарезают на отдельные плиты. Их нарезку осуществляют с помощью специального оборудования — швонарезчика. Если данный шов не герметизировать, то в него забиваются твердые камни, мусор и прочие посторонние элементы, которые будут мешать работе температурного шва, тем самым приводя к разрушению плиты. Герметизация шва выполняется с помощью различных полимерных герметиков, которые после застывания обладают хорошей гибкостью. До начала нанесения герметика швы продувают от мусора и сушат, а их стенки покрывают жидкой эмульсией для лучшей адгезии. Далее осуществляется заливка герметика.

Восстановление бетонного покрытия автомобильных дорог

Для восстановления первоначальных эксплуатационных характеристик цементобетонной дороги выполняются ремонтные работы. В зависимости от степени дефекта, ремонтные работы разделяются на:

  • Ремонт шелушения. Выбор метода восстановления поверхности бетона зависит от степени его шелушения. На ранних стадиях шелушения применяется метод стабилизации поверхности. Данный метод проводится, если шелушения поверхности достигают не более 5 мм в глубину. Стабилизация включает в себя очистку поверхности пескоструйной или водоструйной установкой, ее очистку и сушку, нанесением нескольких слоев специальных составов. Данный состав стабилизирует структуру бетона и не дает ему дальше разрушаться. В случае если глубина шелушения достигает до 10 мм, поверхность восстанавливается с помощью пропитки гидрофобизирующим составом. До начала пропитки поверхность восстанавливаемого участка выравнивают при помощи фрезерования, а затем его очищают и просушивают. Если глубина разрушения превышает 10 мм, то ремонт шелушения выполняется аналогично ремонту выбоин, раковин и сколов. То есть с вырезкой дефектного участка, при необходимости устройством армированной сетки и нанесением высокопрочного состава с содержанием полимерной и металлической фибры. Состав заливается в полученную карту и уплотняется с помощью вибрирования.
  • Ремонт трещин. В зависимости от глубины трещины используют две методики восстановления. Мелкие трещины, глубина которых меньше половины слоя, ремонтируют с помощью мастик и шпаклевок специальных марок. До начала их заделки коррозируемый бетон вокруг трещины удаляют с помощью швонарезчиков или фрезерной установкой. Производят очистку от мусора и просушку, а также наносят водную эмульсию полимеров на боковые поверхности трещины для повышения адгезионных свойств. После заделки трещины бетонную поверхность закрывают слоем износа.

При ремонте глубоких трещин (глубина больше половины слоя бетона) выполняется срез краев трещины с отступом в каждую сторону от 150 до 200 мм, в соответствии со стандартом. При отсутствии дефектов на полученном срезе делаются перпендикулярные прорези шириной до 20 мм для укладки в них арматуры с диаметром от 14 до 16 мм. После укладки арматуры участок бетонируется.

  • Ремонт разломов. При разломе или проседании участка производится удаление всего покрытия на поврежденной части дороги, до самого основания. Обследуется грунтовое основание и, при необходимости, устраняется причина его проседания. Заново укладывается щебеночно-песчаная подушка, монтируется новая сетка арматуры, которая соединяется со старой сеткой сварным методом, либо же через анкерные болты. В торце плиты просверливаются отверстия с шагом арматуры. В отверстия закручиваются анкера, а к ним крепится арматура. Далее производится заливка бетонного основания, а после его предварительного застывания (7 дней) происходит заливка нового бетонного покрытия.

Оборудование и материалы

дорожные работы

Весь процесс обслуживания бетонного покрытия невозможно выполнить без специального инструмента, оборудования и материалов. Оборудование для ремонта дорог на основе бетона включает в себя следующие виды:

  • Швонарезчики — предназначены для нарезки швов или среза различных краев в бетоне, асфальте или камне. В качестве режущего инструмента используется алмазный диск.
  • Битумоварки — мобильные емкости для разогрева и плавления различных строительных смесей и материалов.
  • Тепловые копья — оборудование для очистки и просушки ремонтируемого участка с помощью горячей газовоздушной смеси.
  • Гудронаторы — устройства для нанесения битумных или полимерных эмульсий под давлением на горизонтальные или вертикальные поверхности.
  • Фрезерное устройство — применяется для равномерного снятия слоя дорожного покрытия.
  • Заливщики швов — оборудование для герметизации швов.
  • Ручной инструмент для выравнивания бетона.
  • Виброуплотнители или вибротрамбовщики — используются для уплотнения бетонной смеси. Виброуплотнители применяются для жидкой смеси, а вибротрамбовщики используются для утрамбовки тяжелых бетонных растворов.

Для обслуживания бетонного покрытия используют следующие материалы для строительства и ремонта дорог, а именно:

  • Бетон марки М100, М150 и М200 с морозостойкостью от F25 до F150, в зависимости от климата местности.
  • Битумно-полимерные или битумно-резиновые материалы для герметизации.
  • Эмульсионные пропитки для упрочнения бетона.
  • Эмульсии для лучшей адгезии с бетонной поверхностью.
  • Литой асфальт.
  • Мастики и шпаклевки.
  • Различные ремонтные составы и прочее.

Купить оборудование и материалы для ремонта дорог в СПб

дизельная битумоварка

Все необходимые материалы, оборудование и инструменты для ремонта или строительства дорожного покрытия предлагает производитель «РР-СИСТЕМС».

Наличие собственной производственной базы, современного оборудования и команды профессионалов, позволяет нашей компании изготавливать надежную и долговечную продукцию по доступным ценам. Всю информацию о продукции, а также условиях ее покупки, вы сможете найти на сайте компании «РР-СИСТЕМС» или, связавшись с нашими специалистами по телефону и через онлайн-чат.